Рис. 11.
Русалка

     Вероятно, наиболее знаменитыми и известными среди ундин
были русалки.
В средневековом описании этих созданий, верхняя часть которых
человеческая, а нижняя - рыбья, говорилось, что их волосы были
зел°ными, подобно водорослям, и что они носили венки из
подводных растений и морских анемонов.

     Саламандры, или духи огня - это третья группа стихийных
духов, живущих в этом разжиженном духовном эфире, который
является невидимым огненным элементом Природы. Материальный
огонь не может существовать, спичка не может зажигаться, а сталь
высекать искры без помощи саламандры, которая появляется сразу,
как считали древние, при трении. Человек не может успешно
сообщаться с саламандрами из-за огненного элемента, в котором они
обитают, потому что вс°, с чем они приходят в соприкосновение,
обращается в пепел.
     Наиболее общая форма саламандры - форма ящерицы, около фута
длиной, извивающейся посреди огня. Другую группу образуют
гигантские пламенные фигуры, одетые в блистательные доспехи.
     Иногда саламандры видны как небольшие световые шары. Они
могут скользить по воде ночью и появляться на концах мачт
кораблей. Саламандры были опасными, потому древние
предупреждали держаться от них подальше, потому что выгоды,
полученные от их изучения, не шли в сравнение с той ценой,
которую надо было платить за это. Так как древние ассоциировали
огонь с югом, эта часть света была приписана саламандрам в
качестве их трона, и они распространяли сво° влияние на все
существа с огненным темпераментом.
     В животных и людях саламандры проявляли себя через их
эмоциональную природу, через телесное тепло, печень и
кровообращение. Без саламандр не было бы тепла.

Рис. 12.
Саламандра

     Сильфы - четв°ртый класс стихийных духов, живут в элементе
воздуха.  Предполагалось, что эти маленькие воздушные существа,
красивые и подвижные, благотворны в плотском союзе со
смертными. Появляясь время от времени на земле, они оставляют
следы своих визитов на прекрасных лужайках, где влажные газоны
носят отпечатки их танцев при луне.
     Сильфам древние приписывали труд моделирования снежинок и
собирания облаков. Ветры были их экипажами, их называли духами
воздуха.. Они высочайшие среди стихийных духов, и их родные
элементы вибрируют с наибольшей частотой. Они живут сотни лет,
а некоторые даже тысячу лет и никогда при этом не старятся.
     Характер у них радостный, изменчивый, эксцентричный. Редкие
качества, отличающие гениальных людей, происходят от
сотрудничества с сильфами, но при этом добавляется и
непоследовательность сильфов. Сильфы работают с газами в
человеческом теле и косвенно с нервной системой, где и
проявляется их непостоянство. Они не имеют постоянного дома и
бродят с места на место.

Рис. 13.
Сильфы

     Сильфы были летучими, изменяющимися созданиями, которые
появлялись и исчезали с быстротою молнии. Они работали с газами
и эфиром земли и были весьма дружелюбны к людям. Они почти
всегда представали крылатыми, иногда как маленькие изящные
существа, а иногда как утонч°нные феи.

     Древние учили: для того чтобы стать господином над
стихийными духами, заклинающий их маг сам не должен бояться
элементов. Тот, кто боится огня, не может управлять саламандрами,
которые там обитают. Тот, кто боится воды, никогда не может стать
повелителем ундин, водяных духов. Поэтому многие ритуалы
языческих мистерий имеют дело с различными элементами. Таким
образом, в инициациях земли кандидат скитался по мрачным
пещерам, в инициациях воды он переплывал в открытой лодке
таинственное море или же стремнину с водоворотами. В инициациях
огня он прыгал через кольцо огня или дыма, а в инициациях воздуха
испытуемый подвешивался за кольцо над пропастью или же
карабкался по узкой тропе над гибельной кручей.
Утверждалось также, что никто из тех, в ком не было обнаружено
добродетельных свойств элементов, не смог бы управлять
стихийными духами. Те, кто не может обуздать свои страсти,
становятся игрушкой саламандр, а те, кто проявляет стяжательство,
не смогут управлять гномами, которые подчиняются только тем, в
ком отсутствует эгоизм.

Гномы управляемы щедростью,
Ундины - тв°рдостью,
Саламандры - спокойствием, и
Сильфы - постоянством.

     В каждом цивилизованном обществе особое значение также
прида°тся и четыр°м сторонам света: Северу, Югу, Востоку и
Западу. В разных сторонах света живут  разные боги и духи,
которые зачастую "управляют" энергией, связанной с той или иной
стороной горизонта. На сегодняшний день вся "святость" сторон
света практически утеряна. Одним из немногих источников, в
которых нашли отголоски эти архаические воззрения, является
"Волшебник страны Оз", где с разных сторон света соотнесены
разные ведьмы.
     "И после сего видел я четыр°х Ангелов, стоящих на четыр°х
углах земли, держащих четыре ветра земли".
Библия,
Откровение, 7:1
     Традиционно, с четырьмя сторонами света соотносили четыр°х
основных архангелов. Считалось, что

Рафаил управляет Востоком,
Михаил - Югом,
Гавриил - Западом и
Уриил - Севером.

     Эти традиционные ассоциации уцелели в ритуальной магии,
когда рисуют магические круги, чтобы вызвать того или иного
Архангела.

     Согласно другому рассмотрению у существующих 4-х сторон
света: Восток, Юг, Запад и Север, как считается, имеются свои
Ангелы, или так называемые Хранители. Каждый из них имеет свои
функции и полномочия. Четыре Ангела-Хранителя Сторон Света
отвечают за благополучие живущих на Земле людей в материальном
плане.
     Ангел Хранитель Востока соответствует в языческой
мифологии Перуну, или Громовержцу, с обладанием
соответствующими качествами и выполняющим соответствующие
функции и пожелания.
     Ангел Хранитель Юга, называемый ещ° Ангелом Смерти
или Божия Правосудия, следит за исполнением причинно-
следственной связи, так называемой человеческой судьбы, или
кармы.
     Ангел Хранитель Запада также считается покровителем
всех вод и Правителем Ночи. Поскольку, как наша Земля, так и
человеческий организм, большей частью своей состоят из воды, то
благосклонность Хранителя Запада очень важна и необходима для
благоприятной жизни.
     Ангел Хранитель Севера, называемый также Ангелом
Богатства, как считается, властвует над множеством других более
мелких Ангелов. По упоминанию, он также охраняет чудесный сад с
произрастающими в н°м древами желаний.

     Кроме того, считается, что Ангелы как существа
тонкоматериальные в сво°м мире всегда обращены лицом на Восток.
Это трудно понять, поскольку человек в сво°м мире может
поворачиваться в любую сторону и находиться соответственно в
различных положениях относительно Сторон Света. Это небесное
чудо утверждается ещ° и тем, что как считается, Господь является
Солнцем на небесах, и потому представляет Собой Восток в Мире
тонком. А Ангельские существа всегда обращены лицом своим к
Господу, как бы они не поворачивались "телом".
     Есть ещ° одно соответствие, встречающееся в средневековых
источниках:

Восток - Ангел Любви и Благости
Запад - Ангел меньшей Любви и Благости
Юг - Ангел Мудрости и Разумения
Север - Ангел меньших Мудрости и Разумения

     Данные соответствия основаны на расположении небесных
Миров, прич°м считалось, что Север и Запад представляют Миры
сходной природы с Южным и Восточным, только, в так называемом
т°мном, этой самой природы постижении.
     Здесь хотелось бы привести ещ° некоторые описания, которые
нам удалось найти:
     Ангел Первой стороны Света при сво°м появлении нес°т
знамя, украшенное белым крестом, его тело окутано светящимся
облаком, а на голове - венец из роз. Он приятен лицом, и после его
ухода оста°тся приятный аромат.
     Ангел Второй стороны Света выглядит как реб°нок, в
одеяниях из розового атласа, на голове - венок из красных левкоев.
Его лицо, сияющее солнечным светом, обращено к небесам. Там, где
он побывал, ещ° долго сохраняется аромат его благовоний.
     Ангел Третьей стороны Света является в облике реб°нка
или миниатюрной женщины в зел°ном и серебряном хитоне и венке,
сплет°нном из лавровых листьев и белых цветов. Появление этого
Ангела также сопровождается приятным ароматом.
     Ангел Четв°ртой стороны Света появляется как мальчик
или маленький человечек, одетый в ч°рное или оливковое, в его
короне - ягоды плюща. Его благовония отличаются от других, но
они не менее приятны.
     Оста°тся напомнить, что вс° это стоит воспринимать скорее в
свете соответствий, чем описание конкретных человечков.
     Цвет всегда оставался атрибутом, тесно связанным с явлением
Ангелов. Строго говоря, цвет - это насыщенность и яркость света,
отраж°нного от объекта, и потому явление Ангелов может вызывать
различные цветовые ощущения в человеческом глазе. На
протяжении веков художники пытались акцентировать видение,
добавляя светящиеся краски в фон вокруг фигуры Ангела ли
придавая множество оттенков крыльям или нимбу.
     Здесь, однако, не стоит забывать, что в первую очередь, когда
кто-то видит Ангела, на первый план выходит собственное
восприятие. И видение каждого конкретного человека может
интерпретироваться и преображаться умом или сознанием
воспринимающего в какую угодно форму, естественно
соответствующую его мыслеобразам, мировоззрению. Так,
например, христианин никогда не увидит небесного посланника в
образе Будды или индусского святого, он увидит тот образ, который
больше будет соответствовать его представлениям, и не потому, что
Ангелы действительно имеют таковую форму, просто каждый имеет
сво° видение.
     Хотелось бы в связи с этим упомянуть теорию "коллективного
бессознательного", предложенную К. Г. Юнгом, согласно которой
"коллективное бессознательное" является хранилищем мифов и
символов, к которому имеют доступ все человеческие существа. И
потому зачастую с помощью этой теории  существование демонов,
духов и Ангелов объясняют, как воплощение бессознательного, а не
как отдельно существующих созданий вне нашего сознания. Это
необходимый и нормальный элемент психики, из которого
возникают архетипы-символы в ответ на определ°нные переживания
- особенно в ответ на конфликты - как инструменты, помогающие
справиться с ними и понять их. Выполняя различные роли, такие как
посланник небес, хранитель, духовный наставник, Ангелы могут
иметь несколько архетипов. Подобно этому и демоны, как падшие
Ангелы, также могут нести различные отрицательные значения.
     И, тем не менее, она вс° же объясняет, не важно в каком
контексте, определ°нные переживания или определ°нные
культурно-исторические факты, указывающие на явления духовного
измерения и, следовательно, на существа, населяющие это духовное
измерение - Ангелов и демонов.
     Средневековые теологи часто поднимали вопрос такого рода,
имеют ли Ангелы тело, пусть даже эфемерное и невидимое, либо же
они являются существами чисто духовными. В данном контексте,
нас также интересовал бы вопрос, имеют ли ангелы тело, т.е.
некоторую постоянную и конкретную форму, которая имеет свой
цвет, свои атрибуты, и которая, соответственно может быть видима
различными людьми как определ°нная константа.
     Священное писание не да°т прямого ответа на этот вопрос. В
некоторых стихах, например, Послание к Евреям 1:14, Ангелы
называются "духами", что предполагает их бестелесную природу,
позже приписанную им известным мыслителем 13-го века Фомой
Аквинским; в других стихах они описаны так, будто имеют некое
телесное воплощение.
     В Евангелии от Луки (20:36) Иисусу приписываются слова о том,
что после воскрешения мы все будем "подобны Ангелам".
Поскольку после воскрешения мы все будем иметь некое
воплощение, как бы сильно трансформировано оно ни было,
утверждение Иисуса подразумевает, что и Ангелы имеют
воплощение.    В Псалме (82:6), в Евангелии от Иоанна (10:34-37),
Иисус говорит, что Ангелы имеют природу, подобную нашей и
отличаются только лишь степенью совершенства.
     Здесь мы рассматриваем с вами библейские источники поскольку
это именно та сфера, которая наложила свой отпечаток на развитие
нашей системы Ангелов, и которая в частности, сохранила в своих
рамках и сво°м кругу древне-славянские верования и через
католицизм перенесла, правда, в довольно искаж°нном виде, эту
систему, которая уже в наше время получила широкое
распространение в движении Нью Эйдж.
     Ориген (185-254 гг.), которого многие считают величайшим
исследователем Библии и самым оригинальным умом периода
формирования церкви, приписывал Ангелам эфемерное, или
невидимое, тело. Это же мнение разделял схоласт Дунс Скотт (1266-
1308 гг.). Фома Аквинский придерживался противоположной точки
зрения. Он утверждал, что, поскольку интеллект выше смысла,
должны существовать некие бестелесные создания, доступные
только интеллекту. Эти бестелесные существа, мол, и есть Ангелы;
посему, Ангелы есть чисто духовные существа, не имеющие тела,
хотя иногда, посещая земное царство, они могут принимать
телесную форму, как, например, в описанном в Священном писании
явлении Ангелов Аврааму (Бытие 18).
     Мы с вами уже рассматривали вскользь по ходу некоторые
положения и разъяснения относительно природы Ангелов,
вследствие чего, мы можем сделать свой собственный вывод, что,
поскольку, даже если Ангелы и имеют некую форму, то она
находится не на том уровне восприятия, и вообще не на том уровне,
где могут существовать формы как таковые, в воспринимаемом
нами смысле, а, потому, более тонкие уровни существования,
соответствующие нашей мысли, либо же ещ° более тонкие могут
лишь интерпретироваться нашим умом для возможного восприятия.
     Каждое явление или видение Ангела неповторимо, и потому,
нельзя приписывать и какой-то определ°нный цвет одному из
Ангелов или всем Ангелам в целом. Авторитет художников
заставляет некоторых зрителей воспринимать изображ°нных ими
Ангелов как данность, однако, не забывайте, что это лишь
субъективное восприятие и должно рассматриваться как таковое.
     Каждый из вас увидит своего Ангела.
     В библейском контексте в связи с Ангелами несколько раз
употребляется слово "белый". Особенно это бросается в глаза в
пересказе сцен воскрешения в Евангелиях. Вот пример из Матфея
28:2-3:
     "И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень,
сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и
сидел на н°м; вид его был как молния, и одежда его бела как снег".
     Существуют некоторые цветовые ассоциации с разными чинами
Ангелов. Однако их следует рассматривать как облегчающий способ
классификации, поскольку в библейской доктрине об этом ничего не
говорится. Большинство тех, кто видел Ангела воочию, говорят, что
самое сильное их ощущение - это ощущение света. Этот источник
света может состоять из многих цветов, с преобладанием белого.
     Часто говорится, что, нисходя на землю, Ангел нес°т с собой
часть сияния небес. Этим, вероятно, и объясняется устойчивая
ассоциация с белым цветом, создающим это сияние. Другие,
испытавшие близкое присутствие Ангелов, связывают определ°нные
цвета с определ°нным персонажем. У многих:

? Зел°ный цвет ассоциируется с Рафаилом, - вероятно,
символизирующим его лекарские способности (исцеление
Земли);
? Золотой цвет тесно связан с Гавриилом, - который, возможно,
символизирует и  усиливает смысл его божественных посланий;
? Михаил часто изображается оттенками голубого, - возможно, это
показывает его близость к небесам, а возможно, это отображает
нам°к на петушиные перья, нередко связываемые с этим
персонажем.

     "Так как свет, купая все создания в собственных лучах, является
основной физической манифестацией жизни, в высшей степени
важно осознавать, по крайней мере частично, тонкую природу его
божественной субстанции", - находим мы у Пифагора.
     То, что называется светом, на самом деле является уровнем
вибраций, воздействующих на оптические нервы. Мало кто из
людей понимает, насколько они сильно ограничены стенами,
сооруж°нными чувственными восприятиями. Наши знания о свете
неполны, но есть и вовсе неизвестные формы света, для которых нет
оптического эквивалента. Есть бесчисленные цвета, которые мы не
можем видеть, также как и звуки, которые мы не можем слышать,
запахи, которые мы не можем обонять, ароматы, которые не могут
быть нами попробованы, и субстанции, которые не могут быть
ощущаемы. Человек окруж°н сверхчувственной вселенной, о
которой он ничего не знает, потому что центры чувственного
восприятия не развиты в достаточной степени, чтобы
прореагировать на более тонкие уровни вибраций, из которых
состоит вселенная.
     Как у цивилизованных, так и у примитивных народов цвет играет
роль естественного языка для выражения философских и
религиозных доктрин. Древний город Эктабана, как его описывает
Геродот, был окруж°н семью стенами, окрашенными как семь
планет, согласно знаниям, которыми обладали персидские маги.
     В Тибете цвет использовался местными художниками для
выражения различных оттенков настроения. В тибетской мифологии
белый и ж°лтый цвета обозначают нежное настроение, красный,
голубой и ч°рный принадлежат резким настроениям, хотя иногда
синий или голубой используется как говорящий о небе и означает
просто небесное. Вообще,
боги изображаются белыми,
гоблины - красными,
дьяволы - ч°рными,
подобно их европейским родственникам.
     В "Меноне" Платон, говоря о Сократе, описывает цвет как
истечение формы, соизмеримое с видом и чувством. В "Теэтете" он
более пространно рассуждает на эту тему:
     "Давай выведем принцип, о котором мы только что говорили, что
ничто является самосуществующим, и тогда мы увидим, что каждый
цвет, ч°рный, белый или другой, возникает из встречи глаза с
определ°нным движением, и то, что мы именуем субстанцией
каждого цвета, не является ни активным, ни пассивным элементом,
но чем-то таким, что проходит между ними и соответственно
каждому воспринимающему; разве ты уверен, что те цвета, которые
воспринимает собака, те же, что воспринимаешь ты"?
     В Мистериях Семь Логи, или Творящие Властители, показаны
как потоки силы, истекающей изо рта Вечного. Это означает спектр,
истекающий из белого света Верховного Божества. Семь творцов,
или Делателей, низших сфер были названы евреями Элохим. У
египтян они имеют имя Строителей, иногда называемых
Правителями, и изображаются с большими ножами в руках, и этими
ножами они вырезают вселенную из первозданной субстанции.
Поклонение планетам основано на их понимании как космических
телесных воплощений творческих атрибутов Бога. Повелители
планет описывались обитающими на солнце, потому что истинная
природа солнца, будучи аналогична белому свету, содержит семена
всех тонов и цветов, возможности которых оно проявляет.
     Когда цвета соотнесены с двенадцатью знаками Зодиака, они
упорядочиваются как спицы колеса.

Овен соответствует чисто красному;
Телец - красно-оранжевому;
Близнецы - чисто-оранжевому;
Рак - оранжево-ж°лтому;
Лев - чисто ж°лтому;
Дева - ж°лто-зел°ному;
Весы - чисто-зел°ному;
Скорпион - зел°но-синему;
Стрелец - чисто синему;
Козерог - сине-фиолетовому;
Водолей - чисто фиолетовому;
Рыбы - фиолетово-красному.

     Точно также цвета соотносятся и с Ангелами:

Фиолетовый - Ангел Вселенной, или Поддержания Вселенной
Синий - Ангел Мудрости
Голубой - Ангел Защиты и Покровительства
Зел°ный - Ангел Здоровья и Жизненности
Ж°лтый - Ангел Осознания
Оранжевый - Ангел Силы, или Воли



Ангелы в Христианстве

     Первые отцы церкви яростно спорили о том, являются ли Ангелы
частью христианской доктрины, и если да, то до какой степени.
Святой Павел был против почитания Ангелов, и тем не менее в 325
г. Совет в Никее постановил, что вера в Ангелов является частью
церковной догмы. Всего 18 лет спустя синод в Лаодикее объявил
почитание Ангелов идолопоклонством. Четыре с половиной века
спустя, в 787 году, Седьмой Экуменический синод вновь признал
почитание Ангелов, хотя и с некоторыми ограничениями.
     Почитание Ангелов получило наиболее широкое
распространение в средние века, начиная со Св. Бенедикта (543 г.) и
вплоть до правления папы Григория Великого (590 г.). Современные
представления об Ангелах расцвели во времена Св. Бернарда из
Клерво (умер в 1153 г.). В 1259 г. Св. Фома Аквинский, известный
как "ангельский доктор", проч°л цикл лекций об Ангелах в
Парижском университете. Эти пятнадцать лекций, прочитанные им
в течение недели, были записаны и послужили основой для
христианских представлений об Ангелах на последующие восемь
столетий. В течение всего периода схоластики (с 13-го по 17-й вв.)
теологи изучали природу Ангелов, и почитание Ангелов продолжало
расти, особенно среди доминиканцев, францисканцев и иезуитов.
     К концу эпохи Возрождения интерес к Ангелам стал падать, по
мере того как на первый план выходила наука. Мартин Лютер (1483-
1546 гг.) вс° ещ° считал Ангелов своими поводырями, а протестант
Джон Кальвин (1509-1564 гг.) считал рассуждения об Ангелах
тратой времени. Аналогия, напоминающая и теперешнее положение
вещей, когда некоторые представители даже одной и той же церкви
имеют довольно различное мнение о почитании, и даже более того,
о природе, функциях и существовании Ангелов, предпочитая, в
частности, вообще не упоминать о них и, соответственно,
сознательно отказываться от их благой помощи, и от благодарности
за эту помощь, которая, тем не менее вс° же, не смотря ни на что,
существует. И люди получают е° постольку, поскольку милость
Божья - безгранична.
     Лишь позднее Эммануил Сведенборг (1688-1772 гг.) создал свои
фундаментальные труды об Ангелах, которые ему,
предположительно, передали сами неземные существа и, которые он
сумел воспринять благодаря ясновидению. Среди его работ такие,
как ""Рай и ад", "Ангельская мудрость", "О Божественной любви и
мудрости". Сведенборг оказал огромное влияние, среди прочих, на
поэта Уильяма Блэйка, Иоганна Вольфганга фон Г°те и философа
19-го века Рудольфа Штайнера.

     Католическая Церковь учит, что прежде, чем Бог создал землю, он
создал царство невидимых духов - Ангелов, которые являются
личностями, а не абстрактными силами, и что хотя многие Ангелы
на протяжении веков были наделены именами, единственные имена
Ангелов, которые можно произносить при поклонении им, это два
имени, встречающиеся в Библии, - Михаил и Гавриил; а также
Рафаил, упомянутый в апокрифической "Книге Тобита". Четв°ртый
Ангел, Уриил, т.е. "Бог - свет мой", назван в апокрифической книге
2 "Ездрас". Мессы и молитвы в честь тр°х названных Ангелов стали
неотъемлемой частью католических обрядов; к Ангелам взывают
молящиеся о выздоровлении больных, при погребении взрослых,
при благословлении жилищ, при чтении литании всем святым.
Среди православных церквей эти три Архангела славятся во время
литургии (обедня и богослужение) и при произнесении специальных
молитв.

     Тем не менее, нет никаких сомнений, что Иисус Христос выше
Ангелов; хотя Ангелы и почитаются как вестники Божьи, посланные
им, чтобы помогать нам, и хотя им позволено вечно находиться при
Н°м, христиане не поклоняются им. Кроме того, в разъяснении
направления молитвы напоминается, что христианин, взывая в
молитве ко Святым Ангелам, обращается к ним лишь как к
посредникам между ним и Богом, которые должны передать
прошение молящегося, а также ходатайствовать за него перед Богом
и затем исполнять волю Божью относительно своего подопечного.
     Точный смысл почитания Ангелов сформулировал и выразил Св.
Августин:

"...мы славим их добровольно, не по принуждению".

     Хотя это не является частью католической догмы, католики
знают, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, который
защищает его и следит за ним. Ещ° в детстве католики учат
молитву:

     "Ангел Божий, охраняющий меня, освяти, присмотри, поддержи
и направь меня, кто вверен заботам Твоим небесным благочестием.
Аминь".

     Отец Эугенио Ферраротти в одном интервью, данном
журналистке, работающей над написанием книги об Ангелах,
рассказывает о том, что сам он неоднократно вступал в контакт со
своим Ангелом-хранителем. На вопрос о том, является ли
существование Ангелов-хранителей официальным учением церкви,
он ответил таким образом:

     "Конечно, это элемент веры. В Священном писании Ангелы
упоминаются более тр°хсот раз, и сам Иисус говорит о них.
Умалчивать сегодня о присутствии Ангелов - значит умалять слово
Божие, подвергать его цензуре и неверно толковать". Он утверждает
также, что Ангелы - это дар Божий, вручаемый в тот момент, когда
Бог вдыхает душу в человека, и остающийся до самой смерти; и
также подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают
нас, охраняют, направляют и защищают на вс°м пути к нашему
небесному Отцу.
     К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение
относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с
ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее
прогрессивные е° члены, в основном же, большинство являются
последователями кем-то строго установленной догмы,
установленной прич°м не Богом, а человеком.
     Хотя существование Ангелов является предметом давно
признанным и почитаемым Католической Церковью.

     Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-
хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день
Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29
сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у
каждого из тр°х Ангелов, названных в Библии по именам, были свои
дни:

24 марта - День Святого Гавриила
24 октября - День Святого Рафаила
29 сентября - День Святого Михаила

     Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим
праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых
традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился
ещ° один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четв°ртого
Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.

     Католицизм призна°т, что у каждой страны, города, пос°лка,
деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как
есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и
религиозного института. Согласно этому в книге откровений в
Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи
церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,
Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.

     В католической публикации "святой Михаил и Ангелы"
перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-
хранителей:

? отводить угрозу от тела и души;
? не давать Сатане наш°птывать злые мысли;
? исключать возможности греха;
? освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые
помыслы и желания;
? передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;
? исправлять подопечного, если он согрешил;
? помогать подопечному перенести предсмертные страдания и
сопроводить душу в рай или в чистилище.

    В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную
роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в
"Книге Еноха" вед°т за собой войско Ангелов, побеждающее
взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и
изгоняет их в ад, нес°т ответственность за все молитвы и просьбы.
Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,
служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и
Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения
земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь
на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин
из Гиппы писал (400 г. н.э.):

     "Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают
нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со
временем попад°м на нашу общую родину".

     Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской
доктрины, она была элементом христианства уже с момента его
зарождения.

     Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или
Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских
крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал
монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,
краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него
исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных
нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они
взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля
Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так
присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в
иудаизм.

     Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали
свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли
с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских
книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из
зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом
Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их
природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в
дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.

     Таким же образом, придя на территорию славян, христианство
восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а
также и перенесло в свою доктрину некоторые положения,
отразившиеся, в основном, на доктрине Католической Церкви,
пребывающей на территории Беларуси. Кроме того, на ряду с
христианством, в лоне этой же культуры до сих пор сохранилась
предсказательная система древних белорусов, называемая "Дрэва
Ан°лау".

     Сущность христианской Ангелологии в частности, основана на
необходимости дать объяснение некоторым событиям, которые, по
мнению теологов, ничтожны для Бога, но недоступны для человека.
     Для объяснения таких событий и природных явлений,
регулярных и случайных, внутренних и внешних, христианские
теологи воспользовались языческой концепцией о рациональных
посредниках, стоящих над людьми, но под Богом, которые в силу
послушания или непослушания или под действием врожд°нной
импульсивности незримо контролируют события, оставленные
Богом, как сфера их деятельности.

     Ранние христиане верили, что Ангелы присоединялись к ним во
время богослужений, что они участвовали в праздновании
христианских праздников, что они несли земные молитвы Богу и
следили за христианами с небес, и что после смерти они вели душу
умершего в мир иной. Вообще считалось, что Ангелы служат людям
по просьбе Бога:

     "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех
путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткн°шься о камень
ногою твоею".

Псалтырь 90:11-12

     Не похоже ли вс° это на языческие празднования и обряды, во
время которых, как считалось, на месте свершения собираются Духи
Хранители и присутствуют дабы поддержать, помочь в отправлении
обряда по назначению, это не считая тех случаев и конкретных
служений, которые отправлялись непосредственно для ублажения
Духов и для испрошения их помощи.

     Мартин Лютер в своей книге в 1510 г. подтверждает:
     "Ангел - духовное создание, созданное Богом без тела, чтобы
служить христианству и церкви".

     Рассматривая "Работу Святых Ангелов", т.е. современное течение
в Католической Церкви, посвящ°нное Ангелам, можно сказать, что
все человеческие существа, святые или грешники, христиане или
язычники, пользуются услугами Ангела-хранителя. Короче говоря,
эта концепция архетипична: она имеет повсеместное применение.
Ангел-хранитель изображается, как находящийся "лицом к лицу" с
Богом... то есть, в каждом человеческом существе открыт незримый
доступ для высшей творческой энергии духа.


Карты Ангелов в европейской
предсказательной традиции

     Здесь мы рассмотрим немного соответствия карт Ангелов в
европейской традиции предсказания. Дошедшая до наших дней
колода содержит 56 карт в ниже перечисленной последовательности.

Ангел Дружбы
Ангел Мудрости
Ангел Осознания
Ангел Здоровья
Ангел Созидательности
Ангел Веры
Ангел Подготовки
Ангел Вопрошания
Ангел Общества
Ангел Содержания
Ангел Путешествий
Ангел Природы
Ангел Вещей, Предметов
Ангел Счастья
Ангел Сочувствия
Ангел Радости
Ангел Вдохновения
Ангел Порядка
Ангел Музыки и Песен
Ангел Оптимизма
Ангел Досуга и Увлечений
Ангел Юмора
Ангел Ожидания
Ангел Любви
Ангел Свободы
Ангел Мира
Ангел Животных
Ангел Птиц
Ангел Туризма
Ангел Отдыха
Ангел Покоя
Ангел Писаний
Ангел Дискуссий и Обсуждений
Ангел Покровитель
Ангел Истины
Ангел Игры
Ангел Естественности
Ангел Целительства
Ангел Доверия
Ангел Поиска
Ангел Находки
Ангел Знания
Ангел Слушания
Ангел Медитации
Ангел Чтения
Ангел Высшего Я
Ангел Внутреннего реб°нка
Ангел Верности
Ангел Равновесия
Ангел Труда
Ангел Рем°сел
Ангел Утешения
Ангел Молитвы
Ангел Скорби
Ангел Посвящения
Ангел Смерти

     Ангелы, как считается, управляют "великими элементами" и
мирами ниже своего уровня существования.
     Потому, как повелось, к различным Ангелам так же, как к Богам в
языческой традиции, в том числе и у древних славян, обращаются
ради решения какой-либо определ°нной проблемы или обретения
определ°нных духовных и материальных благ, или качеств.
     Богу Солнца, например, во всех традициях поклонялись ради
обретения физического здоровья, избавления от болезней и
достижения долголетия.
     Юпитеру молились об обретении мудрости, дара красноречия,
таланта в искусствах.
     Ангелу Счастья - соответственно, о счастье, об обретении удачи и
везения в делах.
     Ангелы Целительства были покровителями знахарей и
целителей, людей, исцеляющих словом, прикосновением, травами,
молитвами и заговорами, использующими в том числе и ещ° многие
другие  природные субстанции.
     Поскольку любой предмет окружающего мира мог оказаться
лекарством так же, как и ядом, собственно говоря.
     Ангелу Покровителю Путешественников издавна молились перед
тем, как отправиться в дальнюю дорогу, испрашивали защиту и
сопровождение.
     К Ангелам таких нравственных качеств как Милосердие или
Любовь обращались за помощью ради повышения собственной
нравственности, испрашивали придания сил для того, чтобы
справиться со своим неверием или грубостью и порочностью, с
другими своими несовершенствами.
     Любовь здесь, однако, так же может пониматься и как чувство
вообще, и как любовь земная в частности, поэтому Ангелу Любви,
называя его ещ° Ангелом Влюбл°нности, образовывая это имя как
эпитет необходимого качества или необходимой ипостаси, молились
об удовлетворении сердечной тоски, или об ответном чувстве со
стороны возлюбленного или возлюбленной.
     Ангелы Силы и Власти были особо почитаемы среди людей, уже
обладающих ими, либо жаждущих их обретения в этом мире и в
этой жизни.
     К Ангелу Смерти, или Ангелу Суда Божия, обращались также,
моля его о возвращении здоровья и об избавлении от болезней. К
нему обращались как к Высшему заступнику и Ангелу-проводнику
или Сопроводителю человеческой души после перехода из мира
телесного.
     Ангел-Покровитель обладал более широким спектром
обращаемых к нему просьб и возлагаемых на него надежд и
исполняемых функций.
     Для поклонения Ангелам Хранителям Сторон Света, например,
использовался специально проводимый ритуал жертвоприношения.
     Такие описания можно продолжать.

     Небольшой сравнительный анализ  вы найд°те в описании "Дрэва
Ан°лау", здесь же хочется ещ° добавить о символизме карт
европейской традиции. Мне встречалось несколько вариантов Карт
Ангелов. Один более или менее серь°зный, в хорошем
изобразительном качестве и с определ°нной символикой в картах,
которая, собственно, и должна была, по идее, передавать
необходимый смысл. Представляли колоду карты с фигурками
Ангелов, сопровождаемых определ°нными атрибутами.
     Другая же колода была более в стиле Нью Эйдж, или скорее, не
несущая какой-либо символики, а являющаяся инструментом чисто
психотерапевтическим. Т.е. так же, как существует, например,
магический подход к Искусству контролируемого сновидения, а есть
и просто подход психотерапевтический, т.е. с рассматриванием,
изучением и анализом сновидений.
     Также и с картами. Вторая колода просто представляет карточки,
на которых написаны названия Ангелов, например, Ангел Смерти. И
украшены эти карты могут быть какими угодно картинками, в том
числе и не совсем относящимися к теме. Т.е. это могут быть просто
цветы или сердечко, или животные. В общем, такие карты
изготавливаются вручную, и, похоже, не очень важно как. Смысл их
и работы с ними заключается, надо понимать, опять же в чисто
психологическом подходе, т.е. вот вытаскиваете вы карту Ангела
Любви, или Ангела Сострадания, и размышляете затем, какие
чувства эта карта в вас вызывает. Так можно ежедневно, переходя от
Карты к Карте, прорабатывать, так сказать, свою духовность,
нравственность, повышать уровень развития своей личности.
     Подход чисто Нью Эйджевский, но кого-то и он может устроить.
Как известно, многие нетрадиционные Школы Рэйки используют в
своей практике работы с Высшими Существами - Помощниками и
Наставниками Целителя, как раз этот вариант Карт Ангелов. Он
более прост и не требует особо глубокого изучения традиции и
структуры.
     Кроме того, 56 карт в обоих колодах - число, скорее надуманное,
или более позднее. Т.е. уже далеко отошедшее от древней системы,
когда-то, возможно, существовавшей.
     В системе древних белорусов сохранилась идеальная схема.
Число, которое прослеживается как во многих традициях, так и в
теле самого человека, в схеме, в частности позвонков и нервных
окончаний, кроме того, нумерологическое соответствие системы
содержит не только глубокий смысл, но и приоткрывает завесу над
системой верований и мировоззрением, тайнами и знанием наших
предков.
     Наиболее точное число 33 или 3 по 11, возможно, даст ключ к
пониманию самой основы древнеславянской системы Ангелов, и
возможно, внес°т некоторые разъяснения и в структуру западно-
европейской предсказательной традиции.

     В рекомендациях по использованию Карт Ангелов говорится
следующее:
     Каждое утро вы можете доставать свою колоду и, немного
подержав их в руках, достать любую карту, затем вы можете
медитировать, либо просто размышлять, какое же значение она
заключает в себе, и какой нам°к, или какую информацию она хотела
передать вам своим выпаданием, или манифестацией.
     Ваше общение с колодой карт может происходить по вашему
желанию, будете ли вы к ней обращаться ежедневно, или раз в
неделю, а может быть и раз в месяц. Вс° это, однако, зависит от
вашей заинтересованности.
     Полезным действием будет также положить е° на видное место:
ваш ночной столик, на камин, на полку в комнате - туда, где она
будет чаще попадаться вам на глаза, где ваш взгляд, время от
времени скользя по ней, обеспечит ваше друг к другу привыкание,
будет напитывать е° силой и энергией взгляда, а также это послужит
вам хорошим напоминанием, даже не о самой колоде, а о существах,
информационный канал с которыми она обеспечивает.
     Точно также, для работы с картами, хорошо зачастую иметь е°
при себе, и вообще, просто чаще доставать, брать е° в руки, и если
не рассматривать, то просто даже перебирать или перетасовывать.
     Вечером же существует рекомендация выполнить небольшую
медитацию, посвящ°нную конкретной карте, или точнее, Ангелу и
затем, возможно, что-то поняв, или сделав определ°нные выводы,
предпринять попытки с помощью нового знания или новых
принципов изменить что-то в своей жизни в сторону е° улучшения и
усовершенствования.
     Рекомендация заканчивается пожеланиями успеха в личной
работе и экспериментировании с данной колодой.
     В традиционном же подходе "Дрэва Ан°лау", работа с картами
довольно проработана и разбита поступенчато, что, собственно и
отражает традиционный подход, выдержавший испытание
временем, и отражающий подход и отработку древних ворожей,
профессионально занимавшихся предсказаниями на Беларуси.
     Хотя и на предыдущие рекомендации хотелось бы посоветовать
обратить внимание, и по возможности, не пренебрегать, поскольку
они ни в ч°м не противоречат традиционным, но лишь отражают
общий подход.

Жизнь и быт славян, живших на
территории современной Беларуси

     Тысячелетия жил, трудился на нашей земле крестьянин-хлебороб.
Он кормил, поил, одевал себя, свою семью, помогал соседям. Он
создал продуманную и доскональную систему хозяйствования,
оптимально подходящую для земледелия и скотоводства. Построил
деревни, с°ла и местечки, для жизни труда и отдыха. Возв°л
чудесные храмы, снабдив их художественными произведениями.
     Крестьянин создал прекрасный, мудрый, поэтичный фольклор,
песни, музыку, празднества, обряды, поговорки, сказки. В них
обыгрывается и воспевается природа, труд любовь, и они органично
сливаются с жизнью, обычаями и характером человека.
     Крестьянин ценил и уважал семью как основу созидательного
труда, фундамент нации. Он выработал рациональные отношения
между мужем и женой, родителями и детьми. С самого детства
молодое поколение училось уважать труд, родителей, старших. С
жизнью и трудовой активностью гармонично сочеталась система
празднеств, привязанных к конкретному трудовому процессу или ко
времени года:

Великдень, Купала, Дожинки, Деды или Радуница, Коляды.

     Обряды и праздники возвышали крестьянина, украшали его
жизнь и быт.
     Счастье и благополучие, крепкое хозяйство, прочная семья,
здоровые дети - извечные мечты и заботы белоруса-хлебороба.
Однако, не всегда эти надежды были оправданы: то войны, то
вражеские нашествия, то эпидемии, то революции, то неурожаи. Но
крестьянин не впадал в отчаяние, он снова и снова засевал ниву,
создавал семью, растил детей. А чтобы дело спорилось, чтоб не
брало никакое лихо, обращался с просьбою к богам - и
христианским и языческим.
     Изготавливая необходимые для ежедневного использования
вещи, крестьянин придавал им и определ°нную художественную
ценность, или качество, нередко превращая их в настоящие
произведения искусства. Многие тканые, вышитые, резные и другие
изделия полны орнаментными узорами, восхваляющими добро,
справедливость, красоту и милосердие.
     Для самих белорусских женщин, занимающихся ткачеством и
вышивкой, их изделия были их молитвой, предсказанием, гаданием,
словом или действием. Орнамент на изделии - свечкой,
пожертвованием в храм или обращением к Богам. При этом они не
отягощали себя излишней дифференциацией, обращаясь как к
языческим, так и к христианским Богам как к своим
непосредственным заступникам и покровителям.
     Мы уже не раз убеждались, какой глубокий смысл заложен в
казалось бы простые узоры, которые можно читать как книгу,
смотреть как спектакль или кино. Однако, известно, что необходимо
досконально изучить жизнь народа, его обычаи, традиции, характер.
И только тогда откроются все секреты, зашифрованные в
орнаментике художественных изделий.
     За многие столетия традиционная орнаментика вобрала в себя
жизненную мудрость народа, его надежды и мечты, горе и радость.
Е° композиция ясная и точная, рисунок лаконичный и
выразительный, цветовая гамма сдержанная и изысканная. Тем не
менее, эта, на первый взгляд, скуповатость в проявлении способна
раскрыть самые сложные чувства, выразить любые жизненные
проявления во всей их сложности и многогранности. Каждый узор
нес°т в себе тот или иной смысл, воплощает ту или иную идею.
Одни узоры символизируют память о предках, другие выражают
обращение к Богам-заступникам, третьи воплощают природные
явления, четв°ртые отражают чувства и надежды человека. И вс° это
переда°тся минимумом используемых средств в согласии с
Высшими законами Прекрасного. Как видим, в народной
орнаментике классически воплощены единство формы и
содержания.

     Каждый вид искусства отмечен присущими лишь ему
художественными средствами, способами отражения
действительности, особенностями воплощения реальных или
вымышленных образов.
     Архитектура оперирует пространственными, объ°мными,
монументальными категориями. Она отражает понимание человеком
его места в окружающем пространстве, строительстве окружающего
мира, и в природе, его окружающей.
     Живопись рождает чувство приобщения к окружающему
многоцветию мира, пробуждает тонкие душевные переживания,
связанные с полихромностью нашей жизни и окружающего.
     Графика способна передавать и раскрывать утонч°нные образы и
чувства более ограниченными средствами: противопоставлением
света и тени, белого и ч°рного, яркого и затемн°нного.
     Скульптура использует средства пластики. Она отражает
чувства, возникающие от восприятия объ°мных пластичных форм,
тв°рдости и мягкости, гладкости или шершавости фактуры.
     В орнаменте же тканных и вышитых изделий, без
преувеличения, воплощены практически все основные качества
перечисленных видов искусства. Композиция, рисунок, цвет,
контраст, фактура, ритмика, стилизация создают отдельные
художественные образы, способные, тем не менее отражать самые
сложные чувства, воплощать в себе различные жизненные
проявления, взаимоотношения человека, природы и окружающего
мира.

     Многие селянки не знали городской грамоты, не умели ни читать,
ни писать. Они, однако же, умели косить, жать, молотить. Умели
ткать и вышивать узоры. Это и было их грамотой, которая их поила,
кормила и одевала. Их изделия были их книгами, которые
рассказывали об их жизни, жизни людей. Вот такая была у них
грамота.
     Как мы знаем, на своих изделиях женщины не только отражали
свою жизнь, свои надежды. Нередко это были и своеобразные
молчаливые просьбы-обращения к Богам, пожертвования с целью их
задобрить. Заболел реб°нок - с последней надеждой мать садится за
рушник, нес°т его в церковь, жертвует на образ с изображением
заступника и покровителя, молит о помощи. Не уродился хлеб,
бесплодная нива - может, хоть Бог поможет. Или Христос, или
Ярила. А то и оба вместе.
     Как рассказывала М. Алексейчик из Осиповичского р-на:
     "Не родила нива. И что только не делали: возделывали землю,
удобряли, молебны устраивали, к шептухам ходили. Ничего не
помогало. Мне и посоветовали вышить рушник с узором Житней
Бабы и пожертвовать его в церковь. Это я и сделала. Вышила
рушник с узорами Житней Бабы и Богача и подарила в церковь. И
стала наша нива давать хороший урожай".
     Как форма языческой деревенской магии рушник использовался
как однодневное пожертвование. Так, после войн, революций,
разрушений много женщин собирались вместе и в течение одного
дня вышивали рушник, в узорах которого было зашифровано
обращение к богам-заступникам с просьбой защитить от голода,
холода, болезней и напастей. Каждая из женщин при этом могла
обращаться со своей просьбой, вместе, однако, получалась довольно
продуманная композиция, настоящая поэма о мечтах и надеждах
народа.
     Можно встретить произведения и с поучительным содержанием
как своеобразный наказ молодым. Обычно их ткали и вышивали в
качестве подарка, главным образом на свадьбу.
     Такие рушники были своеобразной эстафетой от старших к
младшим, зашифрованным наказом любить родителей и землю,
уважать предков, не избегать труда. Это - зарука и уверенность в
жизнеспособности народа и нации.
     Жизнь женщины-крестьянки всегда прежде всего была
посвящена детям. Родить, вырастить и воспитать детей она считала
своей святой обязанностью. Отсутствие детей было великим горем
для семьи, Божьей карой. Обращались к шептухам и колдунам,
лечились огн°м, водой и заговорами, ткали или вышивали
соответствующие узоры.

"У чым щчасце селянiна-хлебароба?
Каб была свая зямелька ды каб яна добра радзiла.
Каб была добрая сям'я, дружная, моцная, працавiтая.
Каб раслi здаровыя, паслухмяныя дзецi.
Каб вадзiуся дастатак у хаце, каб на свята была i чарка, i скварка".

     С этим и обращались к своим Богам-покровителям, но и сами
искренне и с самоотдачей трудились. Труд всегда был основой
жизни крестьянина. А смысл этого труда всегда был основой для
художественного творчества.
     Наша Беларусь сохранила многочисленные узоры этого
творчества, и сегодня они для нас - неисчерпаемый источник
народной мудрости и жизненного опыта наших предков. За столетия
развития традиционная орнаментика сконцентрировала богатый
опыт наблюдения людей за природой, жизнью, различными
понятными и непонятными им явлениями. И этот опыт мы пробуем
сегодня расшифровать, а по возможности и использовать в нашей
сегодняшней жизни.

     Наши предки много трудились, но умели и любили праздновать.
Начало или окончание нового трудового процесса, смена времени
года, значительное событие в жизни отмечались праздниками.
Проходили они весло, шумно, сопровождались разными шутками,
развлечениями, розыгрышами. Звенели песни, лилась музыка, полы
дрожали от танцев.
     Празднества обязательно сопровождались различными
красивыми, поэтичными действами и обрядами. Гадали на снегу, на
воде, на кострах и в банях, обсыпались зерном пшеницы или ячменя.
Ходили со звездой, одевались медведем или козою, носили петуха,
надевали разные маски.
     По деревням ходили скоморохи с медведями, собаками или
петухами. Странствующий кукольный театр батлейка показывал
сцены рождества Христова или поучительные сюжеты о плохой или
хорошей жене.
     Поздней осенью начинали играть свадьбы. Это были целые
спектакли, где так много было музыки, песен, шуток, розыгрышей,
обрядов.
     По субботам и воскресеньям устраивались игрища. Собиралась
молод°жь из нескольких деревень, пела, танцевала, шутила,
показывала разные сценки.
Союз труда и веселья можно считать тем основным законом, по
которому жили наши предки.
     Годовой цикл включал множество праздников, и рассмотреть их
все попросту невозможно. Остановимся вкратце лишь на некоторых
основных праздниках, которые получили отражение в народном
художественном творчестве. Это праздники, которые содержат в
себе тесное сочетание языческих верований и позднее пришедшего
христианства.
     Начало нового сельскохозяйственного года наши предки
связывали с весной, с тем временем, когда природа пробуждалась от
зимы, а крестьянин выходил в поле. Прихода весны ожидали всю
долгую холодную и голодную зиму, и многие зимние праздники уже
включают обряды, связанные с будущим урожаем.
     Ко дню весеннего равноденствия и началу сельскохозяйственных
работ привязывался самый большой и красивый праздник славян-
язычников - Великдень. Различные обычаи, песни, обряды,
магические действия восславляли наступление долгожданной весны,
наступление великих дней весенних полевых работ, высказывали
надежды на хороший, богатый урожай, счастливую долю, или
судьбу семье.
     С принятием христианства к языческому празднику встречи
весны было присоединено воскресение Христа - Пасха. В этом виден
глубокий смысл: в основе языческого и христианского праздников
лежит идея жизни, возрождения, победы над смертью. С того
времени в народном понятии эти праздники представляются единым
целым, а, т.е. - восславлением воскресшего Христа и обращением к
нему с извечными заботами крестьянина:
     "Дзякуй табе, Божа, што зiму сканчалi, што вясны даждалi!
Памажы нам, Божа, у добры час пачацi вясну выклiкацi! Прыдзi,
прыдзi, вясна, прыдзi, прыдзi, красна к нам у таночак! Прынясi нам
збожжа, прынясi нам красак, каб звiць нам вяночак! Едзiць вясна,
едзiць на залатом канi, у зял°ным саянi, на сасе седзючы, сыру
зямлю аручы".
А. Богданович,
Пережитки древнего миросозерцания у белорусов
     Этот своеобразный гимн-обращение весь пронизан одной идеей -
жизненности, плодовитости, достатка и здоровья.

Рис. 14.
Образ Весны Веснянки

     Одним их древнейших и любимых в народе праздников является
Купальская Ночь. Это праздник пика лета, цветения природы,
проявления е° мощных жизненных сил. Эта жизненность,
жизнерадостность, веселье господствовало и в Купальскую Ночь с
е° кострами, гаданиями, танцами, музыкой.
     Любимым в народе был также и сам образ Купалинки, которая,
как считалось, являлась в облике молодой вес°лой девушки, либо
женщины с детьми.
     За день до Купалы молод°жь договаривалась, что брать с собою -
закуску, напитки. Вечером собирали сучья, разжигали костры,
рассаживались вокруг и начинали пения в честь Купалинки. Пели
купальские песни, веселились, танцевали. Девушки плели венки для
гадания. Девушка бросала свой венок в огонь, а тот из парней, что
любил е° и хотел на ней жениться, старался выхватить венок из
огня. И, хотя мог хорошо обжечься при этом, вс° же выхватывал,
демонстрируя силу своей любви. Гадали и на воде озера или речки,
бросая туда венки, а молодцы доставали. Если вблизи не было воды,
то бросали в траву или кусты.
     Бывало, бросит девушка венок, а никто и не спешит его
доставать. Можно представить себе, что она переживала. Тогда и
праздник для не° уже не праздник, бежит домой, бедная и печалится
там.
     В Купальскую ночь собирали лекарственные травы, веря в их
магическую силу, клялись в любви до гроба, иногда и
договаривались о свадьбе. В полночь самые отважные шли в
лесную чащу  искать цветок папоротника, загадывая при этом самое
заветное. Кто-то - о счастье, хорошего мужа иметь и крепкую семью,
кто-то - чтобы парня приворожить, другие - чтобы разбогатеть.
     Расходились по домам на рассвете. Уже и спать ложиться
некогда, на работу пора, да все были молодые, здоровые, вес°лые -
какой там сон!

     Крестьянин любил свою родину. Когда было нужно, он брал в
руки оружие и ш°л защищать е° от непрошеных пришельцев, хотя
сами белорусы никогда ни на кого не нападали.

     Крестьянская среда представляет собой стойкий фундамент для
основания любого общества. В истоках села зарождались и
формировались такие общественные классы, как ремесленники и
воины, рабочие и интеллигенция. Из крестьянской среды вышли
многие деятели науки, культуры и искусства.
     Но вот настал 19-ый век. В странах Западной Европы возник
марксизм, так называемое учение о диктатуре пролетариата и
безжалостной классовой борьбе. Марксизм прижился в России,
породив большевизм, а в итоге - Октябрьскую революцию. Пришли
в упадок экономика и культура, сменились моральные ценности. В
итоге, не стало крестьянина-труженика, не стало села, забыта
прекрасная, поэтичная система взглядов на природу, жизнь и
человека.