Рис. 3.
Херувим Иезекииля
Небесная Иерархия
В древнем западном мире, и особенно в средневековой Европе,
казалось совершенно нормальным, что бытие должно быть
организовано по восходящей иерархии уровней, - иерархии,
называемой Великой Цепью Бытия. Согласно этой идее, все
создания организованы в непрерывную последовательность - от
простейших организмов до самого сложного творения - человека. Не
желая признавать человека венцом творения, философы, подобные
Фоме Аквинскому и Джону Локку, продлили эту цепочку вверх до
самого Бога. Огромная пропасть, разделявшая человека и Бога в
этой цепочке, дала им аргумент в пользу существования царства
Ангелов. Эту концепцию всерь°з не оспаривали до наступления
научной революции в начале современной эры, когда традиционный
взгляд на мир, как на лестницу, рухнул, уступив место
представлению о единственном уровне - движущейся материи, а в
случае тех, кто продолжал защищать реальность духа, в
сравнительно простую модель двойственности духа и материи.
Ангелы таким же образом были организованы в собственную
Иерархию. Одна из первых схем была предложена в начале 6-го века
теологом Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Некоторые ошибочно
полагают, что он был философом, обращ°нным Св. Павлом на
Афинском Ареопаге, однако сегодняшним уч°ным он известен как
Псевдо-Ареопагит или Псевдо-Дионисий Ареопагит, в отличие от
новозаветного Дионисия. Его неоплатонизм очевиден как в его
идеях, так и в терминологии, изложенных, в частности, в его
"Небесной Иерархии", которая стала самым влиятельным трактатом
в христианской ангелологии и приобрела ещ° больший авторитет,
когда была признана много веков спустя Фомой Аквинским.
Схема Дионисия состоит из девяти хоров Ангелов,
сгруппированных в три Иерархии. В нисходящем порядке, по мере
удаления от Бога, они расположены так:
Серафимы,
Херувимы,
Престолы,
Господства,
Силы,
Власти,
Начала,
Архангелы и
Ангелы.
Только последние два хора имеют контакт с людьми; именно
сюда входят все Ангелы библейского происхождения,
поименованные и безымянные.
Согласно Псевдо-Дионисию, каждое название в Иерархии
означает Божественную природу.
"Серафим", например, означает и "те, которые жгут", и "те,
которые греют". Псевдо-Дионисий объясняет это тем, что серафимы
находятся в постоянном вращении вокруг Бога, и поэтому тепло,
которое они испускают, похоже на молнии.
"Херувим" означает "полнота знаний" или "излияние
мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и
способность понять и передать другим Божественное знание.
"Престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к
трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и сво° божественное
совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.
Господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над
земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их
обязанность - распределять обязанности Ангелов.
"Силы" предполагают тв°рдость и непоколебимую отвагу во
всех деяниях. Известные как "сияющие", или "сверкающие", силы
ассоциируются с героическими поступками.
Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и
наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они
обеспечивают равновесие вселенной.
Ангелы представляют чин, находящийся ближе всего к
человеку. Именно они выполняют роль хранителей и посланников, а
во главе их стоит Михаил, царь еврейского народа, который вед°т
всех Ангелов в их миссии хранителей народов. Согласно Дионисию,
Бог создал границы стран по количеству Ангелов.
Хотя нам на самом деле и не так уж вс° подробно известно об
иерархии Ангелов как в данной системе, так и в иных, и в том числе,
мы не находим подробного описания и назначения названных хоров
Ангельских.
Но опять же, у Дионисия, встречается ещ° некоторое описание,
или разъяснение, в соответствии с тремя иерархиями:
Первый порядок:
Ближайший к Богу
Серафимы - это "волшебные духи", обычно изображаемые с
шестью крыльями и в языках пламени; они неустанно воспевают
Бога и управляют небесами; под предводительством Уриила.
Херувимы - изображаются с многоглазыми петушиными
перьями, что символизирует их вездесущность; возглавляются
Джофиилом.
Престолы - "многоокие", представляются как огненные кол°са,
символизирующие Божественное величие; предводитель -
Джафкиил.
Второй порядок:
Состоит из священников-князей небесного двора
Господства - несут скипетр и шпагу, символизируя
Божественную власть над всеми созданиями; предводитель -
Задкиил.
Силы - "сверкающие", или "яркие", связаны с геройскими
делами; предводитель - Ханиил.
Власти - мешают падшим Ангелам завладеть миром и
удерживают вселенную в равновесии; предводитель - Рафаил.
Третий порядок:
Состоит из Ангелов-служителей
Начала - защитники князей второго порядка; Ангелы-хранители
городов, народов и правителей; предводитель - Камаил.
Архангелы - несут людям послания Бога и командуют
легионом Божьих Ангелов в непрестанной битве с "сынами тьмы";
предводитель - Михаил.
Ангелы - небесные создания, наиболее близкие к людям;
посредники между Богом и смертными.
Согласно другому труду Дионисия, "Иерархия Екклесиаста",
Ангельские порядки отражаются в структуре земной церкви и также
образуют континуум между Богом и верующими. Данная схема
удивительно напоминает гностическую систему Ангелов,
раскритикованную во 2-ом веке Святым Иринаусом; обе системы
могут отражать персидское ангеловедение, пропущенное через
библейскую и раввинскую литературу послеисходного иудаизма.
Ещ° по одному описанию:
Серафимы считаются Ангелами Любви, Света и Огня. Они
занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат
Богу, заботясь о Его престоле. Серафимы выражают свою любовь к
Богу постоянным пением хвалебных гимнов. Будучи ближайшими к
Богу созданиями, они также считаются "огненными", поскольку они
объяты пламенем вечной любви.
Люцифер, как известно, вышел из ранга серафимов. Фактически,
Падший Князь считался Ангелом, который затмевал всех остальных,
пока не лишился Божьей Милости.
Херувимы занимают вторую ступень в иерархии Ангелов.
Слово "херувим" заимствовано из акадийского языка и означает
"тот, кто молится" или "тот, кто ходатайствует". Художники древней
Ассирии изображали херувимов с крупными телами - сфинксов,
орлов и других животных с лицами львов или людей. Их
изображения помещались у входа в храм, чтобы защищать или
оберегать его.
Херувимы выполняют функцию охранников, а также они
известны как хранители записей, демонстрирующие свою любовь к
знанию и мудрости, и помогающие выполнять волю Божью. В
процессе загадочных преобразований, монстры, охранявшие вход в
древние храмы, превратились в наши дни в маленьких пухлых
херувимчиков, изображаемых на рождественских открытках и
поздравлениях с дн°м Св. Валентина.
Рис. 4.
Альбрехт Дюрер (1500). Три пути со щитом и шлемом.
Престолы являются третьим рангом в иерархии Ангелов. Это
Ангелы справедливости, и именно в их обязанности входит
исполнять решения Божьи. И здесь, опять же, когда Дионисий
говорит, что "Бог свершает над нами справедливый суд", он имеет в
виду престолы.
Престолы, по-видимому, самые необычные по облику Ангелы,
поскольку их изображают в виде огненных кол°с. Соответствующие
описания встречаются у Илии, которого взял на небо огненный
смерч, и у Еноха, который описывает этих Ангелов как
"раскал°нные угли".
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина
серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в
человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно
созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь наших сердцах.
Они, как считается, и порождают в людях божественную любовь.
Господства - это первый ранг существ, которым дана
свободная воля, чтобы обеспечивать ежедневное функционирование
Вселенной. Считается, что этот ранг "управляет" Ангелами, которые
постоянно славят Бога, а также, считается, что через них
проистекает милость Божья, и поэтому господства иногда называют
"путями милости".
Согласно еврейской легенде, успех или поражение народов
определяется соответствующими Ангелами-хранителями.
Господства - это хор, из которого происходят Ангелы,
"господствующие" над целыми странами.
Силы, известные как "блистательные, или сияющие", - Ангелы
чудес, помощи, благословения, которые появляются во время
сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку
Сил на битву с Голиафом. Силы также являются Ангелами, от
которых Авраам получил силу, когда Бог велел ему принести в
жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности
этих Ангелов - творить чудеса на Земле. Им позволено вмешиваться
во вс°, что касается физических законов на земле, но они также
ответственны и за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в
схеме Дионисия, человечеству дана доблесть так же, как и милость.
Власти занимают особое место в иерархии, благодаря тому, что
именно их Бог создал первыми, Власти защищают мир от захвата
демонами. Они обитают, как считается, в регионе между первым и
вторым небесами и патрулируют его, чтобы не допустить
"дьявольского просачивания". Они защищают наши души и
действуют как помощники Божьи, противостоя злу.
На уровне личности, Власти вмешиваются всякий раз, когда
начинается борьба добра со злом. "Всякая душа да будет покорна
высшим властям", - сказано в Послании к римлянам (13:1).
После смерти же Власти помогают нам перейти в мир иной.
Начала - это легионы Ангелов, защищающих религию. Они
составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий
непосредственно перед Архангелами. Начала придают силу народам
Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу. Дионисий
утверждал, что этот хор "наблюдал за людскими вождями".
Считается также, что они являются хранителями народов мира.
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок,
ассирийское Божество, которое оккультные писания считают
главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи Ангелов
созидания.
Архангелы, буквально могут означать чин "главных Ангелов",
который в зависимости от литературного источника, может состоять
из четыр°х, шести, семи или девяти Ангелов.
Согласно Дионисию, Архангелы являются "посланниками,
несущими Божественные предписания". Они несут Божьи послания
людям и возглавляют Божье воинство, состоящее из Ангелов и
ведущее непрестанную битву с сынами Тьмы, прич°м
главнокомандующим является Михаил.
В произведениях искусства Архангелов обычно изображают с более
крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех Архангелов
чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.
Ангелы представляют самый низший чин иерархии, который
общается непосредственно с людьми. Слово "ангел" образовалось от
греческого "ангелос", что означает "посланник", и передача
посланий является основной функцией ангелов. Появившиеся во
многих древних культах и традициях, Ангелы получили широкое
распространение в западной семье религий - иудаизме, христианстве
и исламе, там, где Бог считается настолько возвышенным, что сам не
вмешивается в дела земные, ну в большинстве случаев, по крайней
мере.
В западных религиях ангелы - это исключительно добрые
создания. Им противостоят злые духи, или демоны, которые иногда
являются "падшими ангелами", восставшими против Бога и
изгнанными за это с небес. К средним векам, согласно Кабалле,
число ангелов, обитающих вблизи земного царства, достигло своего
пика и составило 301 655 722. Из этого чина выделились существа,
известные как Ангелы-хранители, в задачу которых входило опекать
и охранять вверенных их заботам людей. Согласно Талмуду, при
рождении каждому еврею да°тся одиннадцать тысяч Ангелов-
хранителей. По христианским понятиям, каждому человеку при
рождении да°тся два Ангела:
"один для правой руки, вдохновляющий на добрые дела, и один для
левой, подталкивающий ко злу".
У славян же было признано наличие тр°х Ангелов: один, который
приводит человека в этот мир, другой, что вед°т его по жизни, и
третий, который будет сопровождать его после смерти в мир иной.
Несмотря на популярность схемы Дионисия, многие мыслители
предложили свои схемы. Иногда они имели лишь несущественные
отличия, как, например, у Данте, который поменял местами
Архангелов и начала. Другие схемы совершенно отличны, даже по
названиям тех или иных уровней. В "Зогаре", например, мы находим
следующую иерархию в нисходящем порядке:
Малахим
Ерелим
Серафим
Хейот
Офаним
Хамшалим
Елим
Елохим
Бене Елохим
Ишим
Гюстав Дэвидсон в приложении к своему "Словарю Ангелов"
описывает 13 таких систем и упоминает ещ° несколько. Несмотря на
такое множество схем, почти в се современные авторы, пишущие об
Ангелах, за явным исключением тех, кто придерживается
традиционных иудаистских и исламских позиций, ссылаются
исключительно на схему Дионисия. Даже такой неортодоксальный
автор, как Рудольф Штайнер, строит свою схему более или менее
точно по Дионисию.
Рудольф Штайнер (1861-1925 гг.), основатель теософской
раскольнической группы "антропософское общество", родиося в
Кролевиче (австро-Венгрия). Выдающийся уч°ный и философ,
Штайнер вн°с оригинальный вклад во многие отрасли науки.
Больше всего его помнят, возможно, как основателя вальдорфской
образовательной системы. Он развил теософские учения о дивах,
или Ангелах, в одну из наиболее сложных систем в оккультной
литературе, которая, однако, гармонично соотносится, в частности с
системой описания древних славян, а также, с некоторыми
признанными средневековыми мистиками из среды христианства. В
ряде сходных систем можно назвать подразделение, привед°нное
Эммануилом Сведенборгом, которому изложенные знания, по
упоминанию, были преданы самими небесными существами.
Штайнер рассматривал человечество как микрокосм внутри
макрокосма Вселенной, чьи секреты могут быть открыты пут°м
исследования "акашических записей", своего рода библиотеки в
нефизической сфере. Он утверждал, что многое из того, чему он
учит, было получено прямо из этих записей. Согласно его
интерпретации человеческой эволюции, человечество утратило свои
первоначальные духовные и сверхчувствительные способности при
нисхождении к "материальной плоскости". Штайнер разработал
свои собственные идеи реинкарнации и кармы, согласно которым
некоторые духи, или в нашем изложении Ангелы, существующие в
высших "плоскостях", постоянно взимодействуют с человеческими
созданиями и поощряют их продвижение к духовному
самоосознанию, тогда как другие "демоны", являющиеся
воплощениями зла, хотят, чтобы люди сохранили привязанность к
материальному миру.
Штайнер взял традиционную иерархию чинов, первоначально
изложенную Псевдо-Дионисием Ареопагитом, и адаптировал е° к
свей теософской схеме. Традиционно Ангелы делятся на девять
чинов, сгруппированных в три иерархии. Штайнер перераспределил
их следующим образом:
Первая иерархия:
Духи Любви
Духи Гармонии
Духи Воли
Вторая иерархия:
Духи Мудрости
Духи Движения
Духи Формы
Третья иерархия:
Духи Личности или Времени
Духи Огня
Сыновья Жизни или Сумерек
В схеме Штайнера обычным людям трудно понять функции
первой иерархии. Ангельские существа этого уровня простирают
свою субстанцию во Вселенную, чтобы создать основу
упорядоченного космоса. Другими словами, они отвечают за
преобразование духовного света в тв°рдое вещество данной
реальности.
Вторая иерархия сходным образом участвует в создании
космоса, формируя вещество, создаваемое первой иерархией в
распознаваемые формы нашего мира. Хотя ни одна из этих задач не
является "ангельской" в традиционном смысле, они хорошо
согласуются с теософским учением, изображающим див
непосредственно отвечающими за создание форм.
В третьей иерархии мы, наконец, находим духов,
занимающихся развитием и пробуждением человечества. Хотя не
все Ангелы работают непосредственно с человеческими
существами, за каждого человека отвечает определ°нный Ангел,
которого мы традиционно называем Ангелом-хранителем. Однако, в
отличие, от классических Ангелов-хранителей, Ангелы Штайнера в
основном заботятся о духовном росте личности, что, либо
подразумевает, либо нет, "защиту" в обычном смысле этого слова.
Они ежедневно пытаются направлять наши мысли, настроение,
интуицию и вдохновение. Штайнер учит, что мы можем помочь
нашим Ангелам-хранителям выполнить их задачу, если будем
думать о них и их наставлениях. Такое же положение поддерживают
как многие современные, так и многие средневековые авторы, оно
же является и основной линией, проводимой последователями Нью
Эйджа, а, то есть, что наша задача и наша цель - это сознательно
воспользоваться поддержкой и наставлениями нашего Ангела-
хранителя, дабы осуществить нашу общую цель - это общее
совершенство и общая эволюция Вселенной, в малой же частности,
мы должны привести к совершенству свою душу и сво° сознание.
Одна из наиболее интересных идей Штайнера заключается в том,
что есть Ангелы, которые руководят сообществом. Каждая группа
людей, от семьи до больших профессиональных ассоциаций, имеет
"внутреннего Ангела", объединяющего сознание е° членов. Эта идея
также является характерной чертой многих традиций и многих
направлений самосовершенствования. Как считалось, каждый народ,
каждая традиция, каждая Школа, или каждое направление, имеют
своего покровителя, или сво° Божество, обладающее
определ°нными качествами, занимающее определ°нное место в в
Высшей Иерархии, а также выполняющее определ°нные функции и
задачи. То же было и славянском язычестве, то же прослеживается и
во многих восточных традициях и современных субкультурах.
Каждая семья могла иметь своего покровителя, который занимался
бы лишь нуждами этой семьи и в°л бы е° по Божественном наитию
и в соответствии со вселенским планом относительно е° пути и
развития, внутренних отношений, в том числе. Кроме того, как
известно, каждая профессия и каждое занятие также имеют своего
покровителя. Которого знают и который почитается, даже если уже
и не придают ему такого мистического значения, которое имелось в
виду в прошлом. В том числе, я могу это подтвердить и на сво°м
примере, как сотрудника МЧС. Как-то я увидела выпущенный
нашей службой календарик с изображением некоего Античного
образа, управляющего огн°м, как оказалось, это был греческий Бог
Огня, считающийся в наше время покровителем работников "огня и
дыма", т.е. сотрудников ВПС. Работа этих "групповых" Ангелов
смешивается с работой архангелов, чья обязанность направлять
нации, людей или язык, что, в свою очередь, является частью работы
начал, отвечающих за развитие человечества в целом. Штайнер
также утверждает, что некоторые Ангелы вышли за рамки духовной
эволюции, чтобы играть роль соперников, создающих препятствия
на пути развивающегося человечества. Эти падшие Ангелы
являются либо ахриманическими, то есть слишком т°мными, либо
люциферическими, то есть слишком светлыми.
Хотя работа с человечеством в целом начинается на уровне начал,
эти духи обладают различными качествами семи особых
Архангелов, занятых развитием человечества. По Штайнеру,
Михаил принял должность от Гавриила в 1879 г. и будет движущей
силой развития человечества до конца 2-го века следующего
тысячелетия. Задачей Михаила во время этого цикла является
освобождение человечества от сверхматериальной культуры,
которая развивалась в течение многих веков, и свою собственную
миссию Штайнер видит в поддержке целей Михаила.
"Итак, не постигнув, что такое соответствие, нельзя иметь
никакого ясного понятия о духовном мире, о влиянии его на
природный, о том, что такое духовное сравнительно с природным,
ни ясного понятия о духе человеческом, называемом душою, ни о е°
деятельности в теле, ни о состоянии человека после смерти;
поэтому следует объяснить, что такое соответствие и в ч°м оно
состоит. Таким образом, проложится путь и к последующему".
Эммануил Сведенборг
Соответствия
Начн°м с того, что же такое соответствие.
Весь физический мир, который мы видим и в котором мы
обитаем, не только в общем, но и в каждой своей частности
соответствует тому, что существует и в мире тонком. Потому вс°,
что существует в мире физическом вследствие существования и по
причине мира тонкого, называется соответствием. Следует знать,
что мир физический есть и существует вследствие духовного мира
совершенно так же, как и следствие из своей причины, в то же
время, в точности повторяя вс°, что имеет сво° место в мире тонком.
Под миром физическим здесь подразумевается вс° пространство,
находящееся под солнцем, которое питается его светом и теплом.
Таким образом, вс°, от солнца существующее, принадлежит этому
миру.
Соответствия, следовательно, мы можем найти как в теле
человека, так и в каждом явлении, его окружающем.
Соответствиями в человеческом теле занимаются: в некоторой мере,
астрология, физиогномика, а также, изучающие язык телодвижений.
По человеческому лицу можно судить о соответствиях таким
образом: на лице, которое не привыкло к притворству, все чувства
духа представляются в их естественном виде. И потому лицо
зачастую называют "изобличителем духа". Духовный мир человека
находит сво° проявление в мире физическом, это означает, что его
качества и его совершенства полностью имеют сво° отражение во
внешнем виде человека. Мысли, например, имеют сво° отражение в
речи, желания - в движениях тела. Таким образом, вс°, что
проявляется в теле, будь это на лице, в речи или телодвижениях,
имеет в виду соответствие.
Кроме того, в теле человека имеются соответствия Ангелам,
подобно Вселенной или макрокосму, в котором соответственно
расположены Миры пребывания или Миры существования Ангелов.
И так же, как вся Вселенная соответствует в малом человеку, так же
соответствующие Ангелы, обитатели этих Миров Вселенной
контролируют каждый соответствующий член в человеке.
Такое соответствие, пожалуй, могло бы стать основой для многих
рассуждений и предположений относительно, скажем, физического
и морального здоровья человека, а также локализации причин
болезней в различных частях человеческого тела.
Здесь мы приводим средневековую систему соответствий,
сохран°нную в католицизме. В ней просматриваются не только
христианские взгляды, поскольку упоминаемые имена Ангелов не
соответствуют принятым в христианской доктрине, а повторяют,
скорее, названия или описания качеств Ангельских миров обитания,
которые соответствуют частям тела, так называемого
средневековьем "большого человека", или Вселенной.
Голова - Ангел Мудрости
Глаза - Ангел Разума
Ноздри - Ангел Послушания
Уши - Ангел Постижения
Уста и язык - Ангел Витийства Разума
Грудь - Ангел Милосердия и Веры
Чресла - Ангел Супружеской Любви
Руки - Ангел Действия и Истины
Ноги - Ангел Дел Мирских
Почки - Ангел Исследования
Печень, поджелудочная железа и селез°нка -
Ангелы Различного Очищения Чувств
Эти же связи мы можем проследить и в народных поговорках.
Так, о разумном и мудром человеке мы говорим, что это человек с
головой. О человеке, который полон благостыни и милосердия,
говорят, что он - человек сердца. О том, кто обладает способностью
к постижению, говорят, что это - человек с тонким чуть°м, о
человеке умном говорят про остроту его зрения или видения.
И такие поговорки, констатирующие связи, появились не зря, а
вследствие существования соответствий, ибо начало их в мире
духовном, а значит, в мире чувств и мыслей, хотя человек
сознательно этого может и не подозревать.
Более традиционные же представления имеют в виду
соответствия в теле человека тр°м мирам, в которых как считалось
жил древний славянин-язычник, т.е. верхнем, среднем и нижнем.
Такое же соответствие мы встречаем и уже в средневековых
источниках.
Голова - Верхний мир или Ангел Верхнего Мира
Тело - Средний мир или Ангел Среднего Мира
Ноги и руки - Нижний мир или Ангел Нижнего Мира
Верхний Мир - Небесный
Средний Мир - Человеческий
Нижний Мир - Подземный
Точно так же, как по поверью у славянина существовало три
Ангела-хранителя.
? Первый - Ангел Рождения,
который приводит человека в это рождение, в этот мир;
? Второй - Ангел Поддержания,
который вед°т и хранит человека по жизни;
? Третий - Ангел Смерти,
который сопровождает человека после смерти,
при его переходе из этого мира.
Что находит интересное соответствие в ведической традиции в
лице тр°х ведийских Богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Которые как
считалось: Брахма сотворяет Вселенную, Вишну поддерживает е°
существование, а Шива разрушает в конце существования.
Мы используем как раз это традиционное представление тр°х
миров, а также основой нашей настройки при работе с Ангелами
является наличие у каждого живого человека тр°х, его ведущих
Ангелов.
А также это положение является основополагающим и в
предсказательной системе древних белорусов "Дрэва Ан°лау".
Мистерии каждого народа учили, что законы, элементы и силы
Вселенной нашли сво° отражение в человеческой конституции; суть
учения заключается в том, что каждая вещь, существующая вне
человека, имеет аналог в человеке. Вселенная, будучи
непостижимой в сво°м величии и неизмеримой в многообразии,
находится за пределами человеческого понимания. Даже боги, ил в
нашей традиции - Ангелы, могли осознать только часть того, что
было источником их величия. Человек, временно воодушевл°нный
всепроникающим энтузиазмом, на краткий момент может превзойти
ограничения своей собственной личности и осознать небесное
богатство, в котором купается вся Вселенная. Но даже в периоды
величайшего просветления человек не способен запечатлеть в своей
рациональной душе вс° многообразие небесной деятельности.
Осознав тщетность попыток справиться своими
интеллектуальными силами с этим превосходящим их понимание
величием Вселенной, ранние философы повернули сво° внимание со
Вселенной на человека, в ограниченной природе которого они
нашли и находят все проявления таинственных небесных сфер. Как
закономерный продукт этой практики была сформирована система
взглядов, в которой Бог рассматривался как Большой Человек, и
наоборот, человек рассматривался как малый бог. По аналогии,
Вселенная рассматривается как человек, а человек рассматривается
как миниатюрная Вселенная. Большая Вселенная была названа
Макрокосмом, Великим Миром или Телом. Языческие Мистерии
касались главным образом обращения неофитов в свете истинного
отношения, существующего между Макрокосмом и Микрокосмом,
другими словами между Богом и человеком. Ключ к этому
соответствию между Микрокосмическим и Макрокосмическим
человеком является наиболее ценимым приобретением
инициированных.
Рис. 5.
Рука, украшенная изображениями Иисуса Христа, непорочной Девы
Марии и двенадцати Апостолов.
На двенадцати фалангах пальцев изображения имеют сходство с
апостолами, каждое их них имеет свойственный ему символ. Если
это изображение мученика, символ означает инструмент смерти.
Таким образом,
символ Св. Андрея - крест,
Св. Фомы - копь° или линейка строителя,
Св. Якова Младшего - палка,
Св. Филиппа - крест,
Св. Варфоломея - большой нож или скипетр,
Св. Матфея - меч ил копь° (иногда кошел°к),
Св. Матфия - топор,
Св. Симона - палка или пила,
Св. Иуды - алебарда.
Апостолы, судьба которых не связана с мученичеством, - это
Св. П°тр, символом которого являются два скрещенных
ключа, золотой и серебряный,
Яков Великий, у которого палка пилигрима, или створка
раковины, и
Св. Иоанн, держащий чашу, из которой таинственно
выделяется яд в форме змеи.
Фигура Христа на второй фаланге большого пальца противоречит
языческой системе приписывания первому лицу Творящей Триады
этого положения. Бог Отец должен занимать вторую фалангу, Бог
Сын - третью фалангу, а Бог Святой Дух - основание большого
пальца. Кроме того, в соответствии с философским построением
Непорочная должна занимать место основания большого пальца,
которое посвящено Луне.
Здесь опять же следует помнить, что образы не есть реальность, а
лишь объективации субъективных идей. Образы Святых или образы
Ангелов не являются подходящими для поклонения, а являются
просто эмблемой или напоминанием о невидимых силах и
принципах. Подобным же образом, тело человека не должно
рассматриваться как личность; это скорее дом для личности, точно
так же, как храм есть Дом Бога. В состоянии грубости и извращения
человеческое тело есть могила или тюрьма божественного
принципа; в состоянии же разв°ртывания и возрождения - это Дом
или Святилище Божества, чьей творческой силой он обустроен.
"Личность подвешена на нити, идущей от природы Бытия", сказано
в древнем труде. Человек есть существенно непрерывный и
бессмертный принцип; только его тела проходят круговорот
рождений и смерти. В течение каждого периода земной жизни
реальность, которая обитает в нереальности, должна быть
освобождена смертью и просвещением от своей временности.
Общепринято рассматриваемые как политеисты, язычники
получили такую репутацию не потому, что поклонялись больше, чем
одному Богу, но скорее потому, что они персонифицировали
атрибуты этого Бога, создавая при этом пантеон подчин°нных
божеств, каждое из которых манифестирует часть того, что Единый
Бог представлял как целое. Затем то же начало происходить и в
христианстве с персонификацией некоторых отдельных качеств
Божества в различных Святых или Ангелах. Все боги и богини
язычников, а затем и христианские, или точнее католические
Ангелы, имеют свои аналоги в человеческом теле так же, как они
имеют аналоги в элементах, планетах и созвездиях. Четыре
телесных центра приписаны элементам, семь жизненных органов -
планетам, двенадцать главных частей - знакам Зодиака, невидимые
части божественной природы человека - различным божествам, и
скрытый Бог манифестирует себя в костях.
Многим трудно понять, что они являются действительными
вселенными, что их физические тела являются видимой природой
через структуру, с помощью которой бесчисленные волны
развивающейся жизни раскрывают свои возможности. Точно так же,
как клетки являются бесконечно малыми единицами человеческого
тела, так и человек есть бесконечно малая единица в теле
Вселенной.
Поскольку физическое тело имеет пять различных и важных
конечностей: две ноги, две руки и голову, последняя из которых
управляет первыми четырьмя, число 5 принято как символ человека.
Четырьмя своими углами или сторонами пирамида символизирует
руки и ноги, а своей вершиной - голову, что указывает на то, что
рациональная сила контролирует четыре иррациональные стороны.
Руки и ноги представляют четыре элемента: две ноги - землю и воду
и две руки - огонь и воздух. Мозг символизирует священный пятый
элемент, эфир, который контролирует и объединяет остальные
четыре. Если ноги расположены вместе, а руки врозь, тогда человек
символизирует крест с рациональным интеллектом в голове, или
верхней конечности.
Что может быть интересным, так это также символизм
белорусской народной вышивки и ткачества, где человека
символизирует также крест, подробнее рассматривать который мы
будем в главе "Языческие символы".
В Ритуальной Магии имеется понятие семи Олимпийских Духов.
И соответствия их таковы:
Сатурн - Aratron
Юпитер - Bethor
Марс - Phaleg
Солнце - Och
Венера - Hagith
Меркурий - Ophiel
Луна - Phul
Дух Сатурна, как считалось, может мгновенно превратить в
камень любой живой организм, растение или животное; он также
может обратить уголь в сокровища и наоборот; он да°т хороших
друзей и подчиняет людям подземных духов; он учит Алхимии,
Магии и Медицине, преда°т тайну невидимости, делает бесплодное
плодородным и, наконец, дарует долгую жизнь.
Дух Юпитера может помочь человеку возвыситься и
прославиться, а также стать обладателем огромного богатства. Ему
подчиняются Духи Воздуха, которые дают правдивые ответы на
любые вопросы, приносят драгоценные камни и создают лекарства,
обладающие чудесным эффектом. Он также дарует благоволение
небес, может продлить жизнь до семисот лет и предостерегать, по
воле Господа, от опасности и зла.
Дух Марса соотносится со снисканием славы в ратном деле.
Дух Солнца, считалось, продлевает жизнь до шестисот лет, даруя
при этом прекрасное здоровье. Он наделяет великой мудростью и
душевным равновесием, созда°т чудодейственные лекарства, любую
субстанцию превращает в чистейшие металлы или драгоценные
камни. Может сделать человека почитаемым всеми королями мира.
Дух Венеры дарует красоту, мгновенно превращает медные
деньги в золото и наоборот, а также да°т в подчинение преданных
духов.
Дух Меркурия да°т в услужение духов и обучает всем
искусствам.
Дух Луны превращает неблагородные металлы в настоящее
серебро, лечит водянку и повелевает Духами Воды, которые
являются человеку в телесной и видимой форме; он также
продлевает жизнь до тр°хсот лет.
Скорее, данные соотношения не стоит воспринимать буквально,
однако, и в этих описаниях содержатся основы, прослеживающиеся
во многих традициях, такие, например, как соответствия металлов
или некоторые нумерологические данные.
Считалось, что Олимпийские Духи-Правители имеют у себя в
подчинении как многочисленные легионы низших духов, так и
многих представителей Иерархии Ангелов.
"Скажу теперь несколько слов о науке соответствий и о службе
е°. Перед этим было говорено, что духовный мир, т.е. небеса,
соединяются с миром природным посредством соответствий и что,
следовательно, через них человек сообщается с небесами. Небесные
Ангелы не мыслят, как человек, по-природному, а по-духовному, и
потому человек, знакомый с наукой соответствий, может мысленно
быть вместе с Ангелами и пут°м этим соединяться с ними
относительно своего духовного, или внутреннего, человека. С этой
целью, чтобы человек мог соединяться с небесами, и имеются
соответствия".
Итак, из этого мы можем почерпнуть, что, вникая в суть
соответствий мы можем проникнуть в суть Божественного и
вступить в связь со внутренним миром, т.е. со своей сущностью, или
с сущностью своей жизни.
Такие соответствия, как мы видим у Сведенборга, имеются
повсюду вокруг нас, и есть суть вс° нас окружающее, начиная от
самого человека, и кончая песчинкой у его ног.
Здесь подходит также понятие соответствия макрокосма и
микрокосма, имеющиеся не в одной культуре.
Рис. 6.
Диаграмма, показывающая соотношение человеческого тела и
окружающей Вселенной
Кайма рисунка содержит названия животных, минералов и
растительных субстанций. Их соотношение с соответствующими
частями тела показано прерывистыми линиями. Слова из заглавных
букв над линиями указывают, к какому телесному члену, органу или
болезни относятся лечебные растения или какая-либо другая
субстанция. Благоприятные времена года показаны знаками Зодиака,
каждый дом которых делится на три декады. Их влияние
символизируется планетарными знаками, размещ°нными по обе
стороны фигуры.
Что же относительно астрологии, то издавна все небесные тела,
такие как солнце, луна, зв°зды, также облака, тучи, дождь, гром,
молния - считались соответствиями. Явления, зависящие от солнца,
от его присутствия или отсутствия, как-то: свет и тьма, тепло и
холод, равно и зависящие от этих явлений, времена года,
называемые весной, летом, осенью и зимой, и времена дня, т.е. утро,
полдень, вечер и ночь, также суть соответствия.
Нынешнему веку весьма трудно оценить глубочайшее
воздействие исследования планет, светил и зв°зд на религию,
философию и науки античности.
Во многих частях света были найдены руины примитивных
астрономических обсерваторий, хотя во многих случаях археологи
не всегда догадываются об истинных целях воздвижения этих
строений.
Язычники рассматривали зв°зды как живые существа, способные
влиять на судьбы отдельных людей, народов и рас. Из Библии
видно, что ранние еврейские патриархи верили в участие небесных
тел в делах людей.
"С неба сражались, зв°зды с путей своих сражались с Сисарою".
Книга Судей,
Глава 5, 20
Рис. 7.
Содержимое зодиакального яйца
На языке астрологии (учения или науки о зв°здах) управление
относится к связи между планетами и знаками зодиака и другими
явлениями, посредством которой планета "управляет" определ°нным
набором объектов и действий. Эта связь основана на определ°нном
родстве черт.
Так, например, Марс управляет войной, железом, знаком Овна, из
видов деятельности - покровительствует первопроходцам;
Венера управляет любовью, знаком Тельца, собственностью,
женитьбой и т.п.
Если перевести старое понятие "управления" на современный
язык, мы получим концепцию "ассоциации" или связи. Много веков
назад, однако, отношения правителя и подчин°нного казались столь
естественными людям, жившим в монархических государствах, что
также естественным был выбор такого обозначения концепции
"управления" между столь дал°кими друг от друга объектами, к
которым в наше время скорее применимо было бы понятие
соответствий, так хорошо описанных у Эммануила Сведенборга.
Поскольку и Ангелы и Планеты населяют небесные сферы,
вполне понятно, почему Ангелы исторически связывались с
окружающими предметами и явлениями. Соответствия имелись как
в окружающем мире, так и в теле человека. В традиционной
западной науке об Ангелах такие связи, или соответствия наиболее
проявляются в мистической системе под названием Кабалла.
Кабалла разработала систему соответствий, признанную позднее
прорицателями, применявшими знание астрологии в своих
магических ритуалах. Говорилось даже,
будто Ангелы обучили смертных Кабалле, чтобы указать им путь
назад к Богу.
Но такие соответствия существовали, конечно же, не только в
Кабалле.
Когда в Европе в средние века Ангелы расплодились во
множестве, их по-прежнему считали слугами Божьими, но уже
выполняющими различные специфические функции. Такая
специализация неизбежно повлекла за собой установление
ассоциаций между Ангелами и конкретными явлениями, наподобие
ассоциаций между явлениями и планетами. Поэтому вполне
естественно звучало заявление о том, что Ангелы управляют теми
или иными вещами и действиями. Поэтому есть Ангелы,
управляющие ветром, разными планетами, и даже любовью.
В древние времена язык соответствий бы универсальным языком
символов, с помощью которых возможно было интерпретировать
любые мыслимые явления. Ещ° во времена римской империи дни
недели соотносились с традиционными планетами: Солнце, Луна и
пять планет, видимых невооруж°нным глазом.
Понедельник управляется Луной,
вторник - Марсом,
среда - Меркурием,
четверг - Юпитером,
пятница - Венерой,
суббота - Сатурном и
воскресенье - Солнцем.
В древние времена считалось, что если выполнять действия,
контролируемые определ°нными планетами в соответствующие
этим планетам дни, результат действий будет усилен: например,
управляемая Меркурием среда хороша для написания и отправки
писем, поскольку этим действиям покровительствует Меркурий.
В более поздней европейской истории почти с любым событием
каждодневной жизни стали ассоциировать Ангелов, и считалось, что
существует множество Ангелов, каждый из которых контролирует
какое-либо событие или отвечает за какие-либо действия. Также как
в астрологии по принципу соответствий считалось, что у каждого
дня недели существует свой покровитель.
У Воскресенья - Михаил.
У Понедельника - Гавриил.
У Вторника - Самаэль.
У Среды - Рафаил.
У Четверга - Сахил.
У Пятницы - Анаил.
У Субботы - Кассиль.
Воскресенье
Михаил, чь° имя означает "тот, который как Бог", - Ангел,
управляющий воскресеньем, дн°м ассоциируемым с Солнцем. В
астрологии Солнце управляет знаком Льва, что указывает на то, что
у них есть общие черты. Лев - знак царя, первого лица в стране, т.е.
лица, управляющего государством и обеспечивающего соблюдение
справедливости. Такое описание идеально подходит к Михаилу,
который, в частности, в постбиблейских еврейских, христианских и
исламских писаниях занимает наивысшее положение среди всех
Ангелов. Будучи Ангелом Страшного суда, "взвешивающим души",
он обеспечивает справедливость. Кроме того, Михаил является
начальником над архангелами и возглавляет чин силы.
Понедельник
Ангелом и архангелом для понедельника, связанного с Луной,
является Гавриил, чь° имя означает "Бог есть моя сила". В
астрологии Луна связана с женщинами и деторождением; она также
олицетворяет принцип созидания в интеллектуальном плане, т.е.
рождение мысли. Таким образом, между Гавриилом и Луной
просматривается явная связь, поскольку Гавриил, главный
посланник к человечеству, объявил Деве Марии о зачатии ею
Христа, а Мухаммед утверждал, что именно Гавриил продиктовал
ему Коран, дав тем самым рождение новой религии.
Вторник
Самаэль управляет вторником - дн°м, связанным с Марсом. В
астрологии Марс ассоциируется с агрессией, конфликтами и
эмоциональной страстью, а также физической мощью. Самаэль, чь°
имя образовано от соединения двух слов "sam" (яд) и "el" (ангел), в
раввинской литературе - Ангел смерти, князь демонов и колдун. В
"Пирке Рабби Елиэзер" именно он, в обличье змея, искушал Еву,
соблазнил е° и стал отцом Каина. В книге "Зогар" именнос Самаэлем
борется Иаков в Пенуэле.
В "Золотой легенде" Лонгфелло Иуда Искариот объясняет
раввину, почему собаки воют по ночам:
"Сказано в книге раввинов.
Собаки воют, когда с ледяным дыханием.
Великий Самаэль, Ангел Смерти.
Пролетает над городом".
Среда
Рафаил, "сияющий, который лечит", управляет средой,
ассоциируемой с Меркурием. Занятия, которым покровительствует
планета Меркурий - это путешествия и связь. Согласно Софии
Бернхэм и е° "Книге Ангелов", Рафаил особо заботится о
пилигримах - не только путешественниках в буквальном смысле
этого слова, но и тех, кто общается с Богом, т.е. направил к Нему
свои мысленные стопы. Он изображается с посохом, в сандалиях, с
котомкой через плечо и с походным сосудом для воды. В "книге
Товита" Рафаил выступает как компаньон и наставник его сына
Товии, открываясь только в конце, как слуга четыр°х мелких
князьков в империи дьявола.
Четверг
Сахил, чь° имя означает "покрывало Божье", часто описывается
как правитель четверга - дня, ассоциируемого с Юпитером. Это дух,
управляющий Планетой Юпитер, и Ангел из чина херувимов. Он
появляется с юга (а также с запада).
В ч°рной магии он описывается как слуга четыр°х мелких
князьков в империи дьявола.
Пятница
Анаил, главный Ангел в чине начал и один из семи Ангелов
Создания, управляет пятницей. Он также управляет планетой
Венера, и как правитель планеты любви ассоциируется с
сексуальностью. В "Золотой легенде" Лонгфелло Анаил назван
Ангелом "Звезды Любви".
Суббота
Кассиль - один из правителей планеты Сатурн, ассоциируемой с
субботой. Он известен как Ангел одиночества и сл°з, что, вероятно,
отражает его мрачный нрав и склонность к угрюмости и
замкнутости. Иногда его называют Ангелом умеренности, а планета
Сатурн прочно ассоциируется с общественным порядком. Она
служит воплощением принципа стабильности, в противоположность
возмущению.
Кассиль - один из князей в чине силы. "The Magus" Фрэнсиса
Баррета изображает его как бородатого джина верхом на драконе.
Здесь хотелось бы рассмотреть ещ° некоторые планетные
соответствия.
Планеты (от греческого "planasthai", что значит "странствовать") -
известные всем небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца. В
древности их путали со зв°здами и называли "странницами",
поскольку, в отличие от так называемых стабильных зв°зд, они
постоянно меняли сво° положение относительно фона небесной
сферы. В этом смысле Солнце и Луна тоже являются "странницами",
и поэтому по религиозной традиции их тоже называют "планетами".
Поскольку, считалось, что всякое влияние осуществляется,
главным образом, через планеты, а, следовательно, и посредством
соответствующих Ангелов, то во многих традициях разрабатывались
схемы, сопоставляющие эти два класса явлений.
Так, исламский мыслитель аль Барселони предложил следующую
схему соответствий:
Луна - Гавриил
Солнце - Рафаил
Меркурий - Михаил
Венера - Анаил
Марс - Самаэль
Юпитер - Задкиил
Сатурн - Кафзиил
Уже при первом взгляде на эту схему, видно что она является
скорее надуманной, чем действительно имеющей какие-то реальные
соответствия. Также и со многими другими схемами, где иногда
характер Ангела и природа соответствующей планеты или цикла
имеют некоторые соответствия, а иногда не обнаруживается вообще
никакого сходства в их природе.
Следующая схема, однако, имеет некоторую основу, которая
прослеживается затем и древне-славянской системе соответствий.
Согласно гностикам, архонты были антитеическими злыми
архангелами, и потому также соответствовали семи планетам.
Поскольку архонты в то же время были связаны с семью смертными
грехами, схема соотношения выглядит следующим образом:
Луна - Зависть
Солнце - Жадность
Меркурий - Лживость
Венера - Похоть
Марс - Гнев
Юпитер - Гордыня
Сатурн - Леность
Хотя и представленные схемы могут также иметь интерес, но, тем
не менее, общепринятой, а также имеющей реальные обоснования и
соответствия считается традиционная схема, представленная ранее.
Кроме того, лучшим критерием при выборе приоритета является
всегда критерий времени, т.е. традиция всегда имеет больше
оснований, чем рассуждения какого-то отдельного философа.
Сейчас верн°мся к системе соответствий древних славян, уже
упомянутой нами. Сохранившаяся до наших врем°н система
соответствий Магия Ангелов, которую мы представляем, сочетает в
себе как народные верования и соответствия, так и некоторые
наслоения и изменения, нанес°нные в ходе истории, в том числе,
большей частью здесь прослеживается влияние католицизма. Хотя
при ближайшем рассмотрении можно найти параллели, т.е.
соответствия и с другими системами, одновременно
существующими в различных культурах, имеющих в своей
традиции понятие тонкоматериальных существ, таких как Духи-
покровители, боги, полубоги, дивы и т.д.
Хотелось бы уточнить ещ° некоторые особенности этой системы.
Поскольку, в соответствии со всем известным в начале средних
веков и далее, наряду с развитием системы верований в Духовных
помощников, или посланников Божьих, постулата о том, что в
молитве и призыве, а также и при других обстоятельствах, не
позволяется называть имена других Ангелов кроме Четыр°х главных
Архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила; имена других
Ангелов и не упоминались, они имели свои эпитеты или названия по
тем задачам, которые выполняли, или по тем функциям, которые
контролировали.
Кроме того, не могло быть лишь положительных соответствий,
поскольку, как у каждого действия есть сво° противодействие, так и
вновь обращаясь к христианским источникам, которые не являются
официальной частью доктрины, мы можем почерпнуть, что у
каждого христианина есть два Ангела-хранителя: один для правой
руки, вдохновляющий его на добрые дела, и один для левой,
толкающий его на дурные поступки. Неизвестно, откуда взялось
такое верование, однако, оно не единично в христианских кругах, и
в частности, в католических.
Солнце - Ангел Жизни
Луна - Ангел Созидательности
Марс - Ангел Активности
Меркурий - Ангел Красноречия
Юпитер - Ангел Развития
Венера - Ангел Любви
Сатурн - Ангел Стабильности
Кроме того, здесь хотелось бы привести также соответствия ещ°
тр°х планет, которые были открыты и исследованы для возможных
влияний и интерпретаций уже позднее, но, тем не менее, заняли сво°
место в данной системе.
Плутон - Ангел Власти
Нептун - Ангел Вдохновения
Уран - Ангел Обновления
Следующие соответствия можно назвать соответствиями с
падшими Ангелами, или Ангелами-вредителями.
Солнце - Ангел Самодовольства
Луна - Ангел Сумасшествия
Марс - Ангел Гнева
Меркурий - Ангел Лжи
Юпитер - Ангел Беспутства
Венера - Ангел Похоти
Сатурн - Ангел Упрямства
Плутон - Ангел Революции
Нептун - Ангел Нерешительности
Уран - Ангел Разрушения
В традиционной астрологии период между восходом и закатом
солнца разделялся на часы, каждый из которых управлялся
определ°нной планетой. Как и многие другие астрологические фазы,
эти планетарные часы также имели своих Ангелов-покровителей.
Полагалось, что день должен быть раздел°н на 12 равных
отрезков - от восхода до заката, при этом продолжительность этих
отрезков будет меняться в зависимости от времени года. В каждый
конкретный день первый из этих отрезков будет связан с планетой,
управляющей этим дн°м недели. Другими словами, в субботу
первый час будет управляться Сатурном, в воскресенье - Солнцем и
так далее. Последующие часы управляются последующими
планетами в таком порядке: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера
и Луна. После Луны опять приходит чер°д Сатурна, и вс°
повторяется.
Древние астрологи использовали знание планетарных часов,
чтобы выбрать наиболее подходящее время для той или иной
деятельности. Говорили, например, что Парацельс для
приготовления химических препаратов всегда выбирал те дни и
часы, когда правящая планета соответствовала терапевтическому
предназначению препарата. Ангелы планетарных часов те же, что и
Ангелы семи дней недели, т.е.: