Сам факт знакомства друидов с магией растений считается неоспоримым, и мы не будем его затрагивать в этой статье. Наша цель представить информацию о магии растений у друидов, которой располагают античные источники.

Собственно, практически единственным античным автором, сообщающим довольно подробные сведения на эту тему, является Плиний. Знакомясь с этими текстами обязательно делайте скидку на то, что описание обрядов не совсем корректно. Автор не выяснил значение и смысл обрядов, не знаком со словесным сопровождением, заклинаниями, предназначением этих ритуалов, а так же с предшествующими ритуалу церемониями и мероприятиями, которые весьма вероятно тоже были. Кроме того, Плиний, высказывающий далеко нелестное суждение о друидах, не может понимать и принимать эту веру, и дает описание «варварских обычаев» со свойственной античным авторам поверхностью и пренебрежением. Однако, это единственное подробное свидетельство обрядов, и в силу этого имеет определенную ценность.

Вот самый знаменитый отрывок из Плиния о сборе омелы:

Естественная история, XVI, 249
«Здесь мы должны сказать об ужасе, который галлы испытывают перед этим растением. Друиды — ибо так зовутся их волшебники — ничего не считают столь священным, как омелу и дерево, на котором она растет, всегда представляя себе этим деревом дуб. Однако они избирают дубовые рощи только ради этого дерева и никогда не проводят ни одного обряда, если у них нет дубовой ветви; так что кажется вероятным, что название самих жрецов происходит от греческого названия этого дерева. На самом деле, они полагают, что все растущее на дубе было послано с небес и является доказательством того, что это дерево было избрано самим богом. Однако омелу редко можно найти на дубе, и если они находят, то срывают ее с должными религиозными обрядами, по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути. Они называют омелу названием, означающим на их языке “всеисцеляющая". Подготовившись к жертвоприношению и пиру под деревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога тогда связываются в первый раз. Одетый в белые одежды, жрец взбирается на дерево и срезает омелу золотым серпом, а остальные принимают ее в белый плащ. Затем они убивают жертвы, молясь, чтобы бог отдал этот дар своей благости тем, кому он даровал его. Они верят, что омела, подмешанная к питью, вселяет плодородие в бесплодных животных и что она является противоядием от всех ядов. Таковы религиозные чувства, которые многие люди питают к ничтожным вещам».

«Друиды — ибо так зовутся их волшебники» - сам факт, что Плиний пренебрежительно называет правящий класс жрецов «волшебниками» говорит о его отношении к ним.

«…кажется веро¬ятным, что название самих жрецов происходит от греческого названия этого дерева» - античные авторы, не знакомые с кельтскими языками, выдвигали предположение, что слово «друид» происходит от греческого «дуб». Хотя в этом предположении и нет логики, такая версия надолго утвердилась в массах. Тем не менее, слово «друид» имеет кельтское происхождение, что вполне естественно для народа, в своей массе не знающего греческого. Слово «друид» можно перевести, как «знающий», «весьма ученый». Подробнее о значении слово друид.

«…никогда не проводят ни одного обряда, если у них нет дубовой ветви» - опять же утверждение весьма сомнительного свойства, поскольку, как известно, используемые для обрядов ветви могли быть от яблони, орешника, ясеня и т.д. в зависимости от статуса друида и назначения обряда.

«…ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет» - подробнее о галльском календаре.

«Подготовившись к жертвоприношению и пиру под деревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога тогда связываются в первый раз. Одетый в белые одежды, жрец…» само это описание может говорить о многом, в частности, что описываемый обряд срезания омелы куда более значимый, чем считает Плиний, и может быть связан не только с омелой, но и с более важной религиозной целью. А омела в данном случае может быть просто одним из многочисленных элементов какого-то обряда, а вовсе не главной его составляющей.

«Таковы религиозные чувства, которые многие люди питают к ничтожным вещам» - ну вот он, пренебрежительный вывод, сделанный человеком, далеким от кельтской культуры, и абсолютно не понимающим смысл описанного им.

Другие отрывки из Плиния о ритуалах, связанных с растениями:

Естественная история, XXIV, 103
«Похоже на можжевельник растение, называемое селаго. Его собирают, не применяя железа, пропуская правую руку через левый рукав рубахи, как если бы совершая кражу. Одежда должна быть белого цвета, ноги вымытые и босые, а перед собиранием следует совершить приношение хлебом и вином. Галльские друиды говорят, что это растение нужно носить в виде оберега от всякого зла и что дым его врачует глазные болезни».

Естественная история, XXIV, 104
«Друиды также используют некое болотное растение, которое они называют самолус. Его следует собирать попостившись, левой рукой, и оно является талисманом, охраняющим от болезней скот. Однако собиратель не должен смотреть назад, а складывать растение можно только в корыто».

Естественная история, XXIX, 52
«Есть и еще один вид яйца, хорошо известный в галльских провинциях, но незнакомый грекам. Летом множество змей сплетаются в шар, скрепляясь друг с другом выделениями из своих тел и слюной. Этот шар зовется ангвинум. Друиды говорят, что шипящие змеи подбрасывают его в воздух и что его нужно поймать в плащ, не давая ему коснуться земли, а затем тотчас ускакать на лошади, так как змеи будут преследовать похитителя, пока их не остановит какой-нибудь водный поток. Его можно испытать, говорят они, проверив, может ли он плыть против течения реки, даже если его оправить золотом. Однако по обычаю волшебников скрывать за завесой тумана свой обман, они утверждают, будто эти яйца можно брать только в определенный день луны, как если бы в воле человека было сочетать луну и змей к моменту действия. Впрочем, сам я видел одно такое яйцо; оно было круглое и величиной с маленькое яблоко; скорлупа была хрящевидная и щербленая, как щупальца полипа. Друиды высоко его ценят. Говорят, оно обеспечивает удачу в судебных делах и благожелательный прием у князей; однако это ложь, ибо один человек из воконтиев, бывший также римским всадником, держал такое яйцо за пазухой во время суда и был приговорен к смерти императором Клавдием, насколько я знаю, только по этой причине».

Естественная история, XXX, 13
«Она (магия) процветала в галльских провинциях еще на нашей памяти; ибо против их друидов и всего племени прорицателей и целителей вышел декрет во времена императора Тиберия. Однако к чему говорить все это о делах, которые даже пересекли океан и проникли до отдаленнейших уголков земли? В настоящее время Британия все еще зачарована магией и исполняет свои обряды с такими церемониями, что создается такое впечатление, будто именно она дала религиозный культ персам. До такой степени согласны между собой в одном этом пункте народы по всему миру, хотя не сходные и совершенно не знакомые друг другу. Поэтому мы в большом долгу перед римлянами, положившими конец этому чудовищному культу, при котором убийство человека считалось выражением наивысшей религиозности, а поедание его плоти — самым целебным средством».

Одним словом, античные источники подтверждают бесспорность самого факта наличия у друидов магии растений, дают общее представление о внешней канве ритуалов, сопровождающих лишь сбор этих растений, но ничего не говорят нам о смысловой нагрузке этих ритуалов и самой магии растений.