Термин некромантия, как и некромагия, были введены в обиход значительно позже периода существования друидов, и мы можем лишь выдвигать предположения на основании ритуалов, упоминаемых в античных источниках или кельтской мифологии, подпадают ли эти ритуалы под современное понятие некромантии.
Давайте для начала выведем определения этим двум видам магии:
Некромантия - это мантическая система, основанная на предсказании будущего, провидении прошлого и настоящего по внутренностям жертв, по крови и по агонии умирающего.
Некромагия - это система воздействия на окружающую реальность посредством различных аспектов смерти и умирания.
Спиритизм – ритуальная система, работающая с миром духов.
Мы не будем разделять здесь эти понятия, а привели их лишь для общего ознакомления. Отсутствие точного описания ритуалов, проводимых друидами, вынуждает нас не вдаваться в тонкости видов магии и мантики в данном вопросе. Соответственно, мы не можем эти ритуалы однозначно отнести к какой-то из вышеописанных систем. Поэтому условно мы будем называть ритуальные действия, связанные с миром мертвых, некромантией. Наверное, многие специалисты оспорили бы это решение и предложили бы придерживаться термина «некромагия», но в виду его современного звучания и меньшего распространения, мы все же будем придерживаться более классического варианта «некромантия», и при этом еще раз подчеркнем, что это условность.
И так наша задача подтвердить существование некромантии у друидов, или опровергнуть это.
Поскольку античных источников, описывающих ритуалы кельтов, не так уж много, то объем работы довольно не большой. Изучая эти описания, мы сразу же натыкаемся на ритуалы, внешняя канва которых сходна с ритуалами некромантии.
Пример классической некромантии мы можем видеть в описании друидов у Диодора Сицилийского:
«Пользуются галлы услугами прорицателей, которые у них в большой чести. Прорицатели эти вещают будущее по полету птиц или по внутренностям жертвенных животных, и весь народ им послушен. В частности, при исследовании особо важных вопросов, они придерживаются весьма странного и кажущегося невероятным обычая: окропив человека, его поражают в место над диафрагмой, и когда тот падает смертельно раненный, по его падению и содроганию тела, а также по истечению крови предсказывают будущее, полагаясь на опыт древних и многолетних наблюдений такого рода». (Историческая библиотека, V, 31, 2-5)
Страбон также свидетельствует о подобном ритуале:
«Они наносили человеку, обреченному в жертву, удар в спину и гадали по его судорогам». (География, IV, 5)
О распространенных у друидов гаданиях по внутренностям жертвы и конвульсиям умирающего упоминается и у других античных авторов. Но как бы ни был велик авторитет античных авторов, мы не можем полностью полагаться на них по двум причинам: во-первых, обычаи друидов, которые они описывали, вызывали у них самих отвращение, поэтому они могли вносить в описание собственное видение «этого варварского ужасного обычая». Во-вторых, античные авторы описывали все эти события по свидетельствам третьих лиц, а не сами лично присутствовали при ритуалах, и довольно часто они практиковали переписывание информации с более ранних источников. В любом случае, реальные свидетели самих обрядов, видели лишь внешнюю деятельность жрецов по исполнению обряда, не зная ни его сути, ни ритуального порядка, ни предшествующих ритуалу подготовительных действий, ни других действий жрецов, которые не видит сторонний наблюдатель. Поэтому, вынося подобному описанию наименование – некромантия, мы делаем это с оговоркой, что внешняя канва ритуала, описанного античными авторами, более всего сходна с этим видом магии.
Однако не стоит вслед за античными авторами ужасаться варварской жестокости. Практически все народы на ранних стадиях развития проходили через довольно жестокие жертвоприношения и ритуалы. Человеческие жертвоприношения практиковали и древние славяне, и древние германцы, и египтяне, и персы, и индейцы. Подобные практики были в свое время и у тех же ахающих от ужаса римлян и греков. Просто на момент встречи с галльской культурой, греко-римские народы уже вышли на следующий уровень развития.
И так, со свидетельствами античных авторов мы разобрались. Давайте теперь обратимся к собственным свидетельствам самого кельтского общества. Как известно, сами друиды записей не оставили. Поэтому кельтские свидетельства относятся к периоду, значительно более позднему, чем время существование друидов и их обрядов. Соответственно, степень достоверности здесь будет не более высокая, чем у античных авторов. Та информация, которую мы можем почерпнуть из древнеирландских источников, записана по большей части христианскими монахами, почерпнута из народных сказаний или от бардов, которых принято считать наследниками друидов. Степень искаженности этой информации очень велика, как и степень непонимания самих описываемых обрядов и ритуалов.
Самой известной в плане свидетельства присутствия в арсенале друидов некромантии считается шкела (или сага, как принято их называть у нас) «Тяжелые испытания, приключения в обетованной земле Кормака, и решение относительно меча Кормака» (Scel na Fir Flatha, Echtra Cormaic a Tir Tharrigiri Claideb Cormaic или сокращенно Scel na Fir Flatha).
Эта шкела повествует, как видно из названия, о различных приключениях ирландского короля Кормака мак Арта. Среди прочих замечательных сцен, в шкеле присутствует сюжет о суде.
Некто Сохт мак Фитал был владельцем бесценного меча Кухулина. Некто Дувренн мак Уйргриу жаждал заполучить священный меч и пытался выторговать его у владельца. Однако Сохт не соглашался расстаться с семейной святыней. Тогда Дувренн выкрал меч, с помощью кузнеца нанес с внутренней части эфеса свое имя, и вернул меч на место. После чего обратился в суд с требованием вернуть ему якобы его собственность. На суде он привел в качестве доказательства собственности гравировку своего имени на эфесе.
Суд принял решение вернуть меч «законному владельцу», и меч перешел к Дувренну. Однако Кормак мак Арт вызывал еще одного свидетеля – мертвеца, когда-то убитого этим мечом, и испросил его мнение о том, кто хозяин меча. Мертвец указал истинного хозяина, и суд принял это свидетельство, после чего Дуврену пришлось каяться, признаваться в подделке надписи, платить штраф и возвращать меч. Хотя в результате всех этих мероприятий меч стал собственностью самого Кормака мак Арта, мы не будем вдаваться в подробности дальнейшего судопроизводства этого дела, а лишь отметим тот факт, что вызванный свидетель – обезглавленный труп – давал показания в суде.
В шкеле не уточняется, был ли это дух или действительно труп убитого, но для нас сейчас это не принципиально. Хотя сам ритуал в тексте не приводится, а лишь упоминается, что мертвый свидетель вызван с помощью заклинаний, мы можем с определенной долей достоверности утверждать, что совершен ритуал некромагии.
Археологически подтвердить существование подобных практик у друидов подтвердить или опровергнуть не представляется возможным. Костей принесенных в жертву людей обнаружено в достаточном количестве, но определить по ним, были ли эти жертвы использованы для некромантических практик, или же это были ритуалы другого рода, не представляется возможным.
И так, некромагия, некромантия или подобные им практики присутствовали в арсенале друидов. И вероятно были достаточно распространены, если даже античные источники упоминают нечто подобное. Еще раз подчеркну, что все выводы о магических практиках друидов могут быть лишь предположительными.