Ракшасы (санскр. राक्षसः, rākṣasaḥ?) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Ракшасов женского пола называют ракшаси. Согласно «Рамаяне», Ракшасы были сотворены из стопы Брахмы; в других источниках утверждается, что ракшасы были потомками Пуластьи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди. Ракшасы мешают проведению ведических яджн, оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам и т. п. У них ядовитые ногти и они питаются человеческой плотью и протухшим мясом. Ракшасы обладают мистическими способностями и могут принимать различные формы.
«Махабхарата» в переводе С. Липкина:
Как пьяные ракшасы всюду шатались:
Они мертвой плотью и кровью питались.
Огромны, покрыты коричневой шерстью,
Измазаны жиром, и грязью, и перстью,
Страшны, пятиноги и великобрюхи,
С короткими шеями и лопоухи,
С перстами, что загнуты были неладно,
С зубами, что скалились остро и жадно,
С коленями, с бедрами вроде колодцев,
В сообществе жен и младенцев-уродцев,
Склонились над падалью ада исчадья:
Устроили ракшасы пир плотоядья!
Хмельные от крови, насытившись мясом,
Они наслаждались уродливым плясом.
"Как сытно! Как вкусно! Мы рады! Мы рады!" -
Кричали в ночи кровопийцы-кравьяды.
Великое множество бесов плясало,
Наевшись и костного мозга, и сала.
Их были мильоны, мильоны, мильоны,
Их злу ужаснулся весь мир потрясенный.
Они веселились, - для них не отрада ль,
Что мясо живых превращается в падаль?
Где поле в крови, где людей гореванье,
Там силы бесовской - гульба, пированье!
В древне-индийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров, являющихся соперниками богов, Ракшасы выступают главным образом врагами людей. В ведийской литературе Ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям; они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые (АВ VIII 6), либо принимают обличье зловещих зверей и птиц (РВ VII 104). Позднее о Ракшасах обычно говорится как о великанах-людоедах, длинноруких, с огненными глазами, огромными животами, проваленными ртами, окровавленными клыками и т. п. Согласно «Махабхарате» (I 66), Р. — потомки Пуластъи, но по другим мифам, их создал Брахма, чтобы «охранять» (отсюда их имя) первозданные воды. «Рамаяна» рассказывает (VII 4—34), что столицей Ракшасов был город Ланка. Во многих мифах Ракшасами, вследствие дурных деяний или по проклятию, становятся смертные люди, гандхарвы и другие полубожественные существа.
Так, Рама и Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшасу Вирадху. Но как только они его закопали, из могильного холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что он стал Ракшасом по проклятию Куберы, а теперь, благодаря Раме, навсегда избавился от свое-го ужасного облика («Рамаяна» III 3-4). В другой раз Рама сжигает ракшасу Кабандху, представлявшего собой бесформенную глыбу мяса, с зияющей пастью посреди брюха и одним глазом в груди. И здесь из пламени появился гандхарва, божественный сын Лакшми, превращённый в Ракшаса ударом ваджры Индры (Рам. III 71). Среди многих эпитетов Ракшасов наиболее употребительны нишичары («странствующие в ночи») и ятудханы («бродяги»). С Ракшасами часто идентифицируются другие виды злых духов, например пишачи. Царем ракшасов называют чудовищного дракона Равану.